Посетителям Шушенского со стажем из трёх хэдлайнеров, заявленных в первый день, двое были знакомы вдоль и поперёк — а третий несколько озадачивал своим присутствием именно в первый день, а не во второй, где, казалось бы, ему и самое место. Но начнём по порядку.
Открывал гостевую программу пятницы постоянный гость Шушенского Сергей Старостин, в этот раз в составе квартета «Жили-были». Мы, в общем, привыкли, что Старостин всегда привозит в Шушенское разные составы, но конкретно «Жили-были», в отличие от прошлогодней «ЭтноЭры», большим сюрпризом не стали — верный перкуссионист Марион Колдарару, супруга Ольга вместо дочки Маши (голос у Маши всё же поприятнее будет, чисто с точки зрения тембра) и ещё один музыкант Сергей Кривицкий, игравший на всяческих духовых — дудочках, волынке и пр. Вместе квартет играл привычный разреженный старостинский фолк — гусли, рожки, неспешная перкуссия, протяжные напевы. Значительную часть песен этого выступления мы уже слышали в более-менее таких же аранжировках — оставалось только завидовать тем, для кого всё это было в первый раз. Впрочем, всё равно работало — на длинной гипнотической песне, которую Сергей Николаевич объявил, как хороводную песню Ростовской области, в толпе и в самом деле самозародился довольно внушительных размеров хоровод.
Далее выступали «Ят-ха» — и про них, в принципе, можно сказать всё то же самое, что и про коллектив Старостина, с поправкой на инструментарий, подход и — главное — громкость. Вчера я лишний раз убедился, что найденный Кувезиным и компанией подход к сочетанию народных степных мотивов и утробного племенного рока действует безотказно — есть у них несколько вещей, под которые просто невозможно не пуститься немедленно в пляс и не прекращать, пока не закончится дыхание, независимо от того, в который раз ты их слышишь. В общем, так всё и получилось.
А затем вышли молдаване Zdob Si Zdub — место которым, конечно, было на этой же сцене в субботу, при максимальном скоплении народа. Говорят, фестиваль сумел их привезти только на третий год попыток — и, в общем, понятно, почему они столько пытались. В Zdob Si Zdub отлично сходятся этнические мотивы и роковая мощь, дворовая разухабистость и бодрая цыганщина — придумать хэдлайнера для фестиваля на природе с этническим уклоном, который бы лучше женил между собой доступность и затейливость, наверное, сложновато. Что же до меня, то у меня с группой такая история — мне очень нравились их эксперименты по скрещиванию молдавских этнических мотивов с нажористым гитарным хардкором, раскрученные в своё время каналом МТВ, но дальнейший уход группы в этакую дворово-цыганскую с балканскими дудками меня радовал уже значительно меньше. Начало выступления Zdob Si Zdub настраивало на то, что ребята будут работать в максимально популистском режиме — бодрые темпы, задорные скачки под оживлённый громкими дудками ска-рок, веселье, лихо заломленная шляпа вокалиста, все дела. Правда, когда они выкатили свой, вероятно, главный хит, забубённый кавер на «Видели ночь», сразу четвёртой песней, я несколько призадумался.
И точно — дальше оказалось, что у Zdob Si Zdub был план: начать с самого народного, максимально увлечь всех разудалостью, а дальше на этой волне пойти в более сложные и интересные воды. По мере продвижения концерта материал становился всё затейливее и интереснее — вот пошёл какой-то Incubus’овский инструментальный даб, в котором вокалист Роман Ягупов вытащил на сцену дополнительный барабан, вот взорвался осколочный балканский панк, вот старая песня «Миорица» загремела настоящим гитарным громом. «Кукулицу» ребята растянули на божественные десять минут с импровизациями, в финале сыграли и вовсе какой-то грандиозный номер, в котором громкость и напористость сошлась с мелодической гипнотичностью самым правильным образом. В общем, хороший концерт постепенно вылился в отличный — и это было самое правильное завершение первого дня, какое только можно было придумать.
«Мир Сибири-2014»: пятничное, конкурсное
«Мир Сибири-2014»: приехали