Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Мир Сибири»-2013: гости, финальное

«Мир Сибири»-2013: гости, финальное

16.07.2013
5

Ну, и завершает наше повествование о фестивале в Шушенском рассказ о хэдлайнерах последнего фестивального дня.

Началась эта часть концерта с незапланированного выхода алтайского гостя Мергена Тельденова, артиста, который был признан лучшим солистом фестиваля 2008-го года. За пять лет в творчестве певца не случилось особенных перемен — Мерген по-прежнему сидит один на сцене в богатом костюме и поёт под бренчание своего струнного инструмента протяжные алтайские песни. На его выступлении, кстати, мы с коллегами внезапно осознали, насколько нам в этом году недодали тувинцев и горлового пения — в конкурсе таких коллективов почти не было, вечный Кувезин с «Ят-хой» тоже не приехал. Спасибо хоть за Мергена, что ж.

МузЭнергоТурБэндОсновной состав хэдлайнеров последнего дня затем открыла сборная тура «МузЭнерго». Вышедший на сцену Юрий Льноградский (который не только выглядел и говорил значительно бодрее, чем в Красноярске, но и довольно непринужденно продемонстрировал шушенской публике ту бездну, что отделяет работу ведущего фестиваля Михаила Ильина от по-настоящему отличного и раскованного сценического конферанса) традиционно признался, что он сам не в курсе, что будет звучать в этот вечер со сцены — мол, участники тура подготовили эту программу самостоятельно, чтобы был сюрприз. Действительно, музыканты работали коллективно — открыла их концерт швейцарская группа Leon, но после её песни все стали выходить коллективно, путая коллективы и составы. Саксофонист Люсьен Дюбуис дудел вместе с кларнетистом воронежской группы Happy55 Геннадием Чухловым, за клавишные сели Йохан Буркенес и Ярослав Борисов, за гитары отвечали Ален Блесин и Раймундо Сантандер, на авансцене внезапно появилась даже какая-то певица, которой вроде не было в изначальном составе тура (не исключено, что автобус подобрал её в пути). И в этой совместной игре было видно настоящий уровень этих музыкантов — как легко они коллективно переключались от гулкого альтернативного рока в текучий эйсид-джаз, а оттуда в лиричные широкоэкранные зарисовки, как плавно и изящно каждый из них встраивался со своим инструментом в общее звуковое полотно, как уважительно они относились к общему музицированию, ни в коем случае не стараясь «перекричать» друг друга, перетянуть одеяло на себя своим виртуозным солированием. В их коротком выступлении было какое-то потрясающее чувство единения — это была как будто чудесная кульминация невозможной истории, в которой внезапно всё у всех получилось. И живая анимация чилийской художницы Соль Диас, выведенная на фестивальные экраны, только подчёркивала это — её угловатые картинки идеально вписывались в атмосферу Шушенского, а самый последний кадр, которым (слишком быстро) закончилось их выступление, казался идеальным описанием всего фестиваля.

ЭтноЭраПрощаться с музэнерговцами не хотелось (отчаянно надеемся, что их первая вылазка по стране в конечном итоге таки превратится из разовой авантюры в регулярное ежегодное безумство), но пришлось — им на смену вышел проект «ЭтноЭра». За этим названием скрывалось, по сути, эксклюзивное для Шушенского сотрудничество, которое и зародилось-то на одном из прошлых фестивалей — руководитель омского коллектива «Солнцеворот», до этого приезжавший на все фестивали в качестве участника конкурсной программы, предложила Сергею Старостину сделать совместную программу. Собственно, «ЭтноЭра» — это сам «Солнцеворот», плюс ещё один омский ансамбль «Славяне», плюс Старостин и его соратники Калдарару на перкуссии и Филатов на клавишных. Получалось отчасти похоже на собственно старостинское выступление, только с поправкой на голоса — вместо одного Старостина пели несколько тёток. И как пели! — у них за годы работы голоса так отстроились, что моментально понимаешь, почему все остальные народные коллективы поют в конкурсе, а «Солнцеворот» выступает со Старостиным в качестве хэдлайнера. Их медленное, печальное, немного расслабленное выступление идеально ложилось на дух третьего дня — получился такой очень нужный и правильный спуск с предшествующих эмоциональных высот. Правда, мою любимую песню «Кумушки» они спели немного не так душераздирающе прекрасно, как в прошлом году (когда мы от неё натурально чуть не разрыдались), но в целом всё остальное было отлично.

Ну, а потом (после продолжительной паузы, которую ведущий Ильин и продюсер Чепарухин отчаянно пытались заполнить сначала трёпом, а потом коллективным исполнением «Сулико» — мероприятиями, которые теперь ужасно хочется, как говорят в интернете, «развидеть»; мы всё прекрасно понимаем и про стрессы трёхдневного фестиваля, и про то, какими способами эти стрессы зачастую снимаются, но совесть тоже не мешало бы иметь) на сцену «Мира Сибири» вышла Нино Катамадзе. Этого концерта я, по правде говоря, ждал — но не потому, что я страстный поклонник Нино, а, в общем, ровно по обратной причине. До этого у меня никак не получалось войти в тесный контакт с музыкой певицы, о которой столь много людей отзывается исключительно в восторженных тонах — и я подумал, что живой концерт на Нино Катамадзефестивале наверняка станет отличным способом, наконец, срезонировать. Увы — после четвёртой песни, когда ни одна душевная струна так и не зазвенела, я предпочёл покинуть площадку, чтобы зря не мучиться. Чёрт знает, в чём там было дело — возможно, сказалось утомление музыкантов (перед концертом Нино отменила запланированный выход к журналистам, сославшись на усталость от перелётов), а, может, подкачал звукорежиссёр, вытянувший целых трёхдневный фестиваль и неожиданно срезавшийся на финишной прямой. Но в любом случае это была игра в пустые ворота — виртуозная, высокопрофессионально исполняемая музыка, от которой не шло вообще никакой энергетики. Что ж, такое бывает — та же Желанная, рвущая Шушенское на части два года подряд, в две тысячи девятом дала похожий концерт, заставлявший только недоумённо пожимать плечами. Думаю, Нино стоит приехать сюда ещё раз — возможно, в качестве члена жюри, чтобы войти в шушенские ритмы и не прыгать на сцену сразу же из аэропорта. В любом случае, это уже вопрос будущих фестивалей — грезить о которых мы начнём, выдохнув, вот уже прямо сейчас.

Всем спасибо, все свободны, переходим к водным процедурам.

«МИР Сибири»-2013: фотохроника первого дня

«Мир Сибири»-2013: ну, поехали
«Мир Сибири»-2013: Конкурс, день 1
«Мир Сибири»-2013: Гости, день 1
«Мир Сибири»-2013: Конкурс, день 2
«Мир Сибири»-2013: Гости, день 2
«Мир Сибири»-2013: Конкурс, финальное

Рекомендуем почитать