Yoko Ono
«Yes, I’m a Witch»
2007, Astralwerks /Yoko Ono
Для записи этой пластинки с говорящим названием «Да, я ведьма» Йоко Оно пустилась на занимательный эксперимент – она собрала довольно обширную команду современных исполнителей самых различных направлений и открыла им доступ ко всему каталогу записанной ею музыки, с возможностью разбирать на отдельные партии и ремикшировать, как им заблагорассудится. Результаты этой деятельности и представлены на этом альбоме, разношёрстном и непредсказуемом. Судя по собранным здесь артистам, Йоко Оно до сих пор внимательно следит за современной музыкальной ситуацией – здесь присутствуют и башковитые авангардные электронщики (DJ Spooky, Hank Shocklee), и энергичные синти-поп феминстки (Peaches, Le Tigre), и любители солнечной шестидесятнической психоделии (The Apples in Stereo) и много, много кто ещё. Вместе эта команда открывает удивительное – через эти свежие интерпретации талант Оно как исполнительницы и сочинительницы утверждается с какой-то неожиданной ясностью. Возможно, отчасти дело в том, что мало кто из участников рискнул взяться за действительно авангардный материал – только циркачи The Flaming Lips взялись за “Cambridge 1969”, экспериментальное произведение, состоявшее в оригинале из 20 с небольшим минут беспрестанных воплей, и закрутили вокруг него небольшой гитарно-нойзовый водоворот. Большая же часть материала оказывается неожиданно проникновенной, например, баллада “Revelations”, для которой Cat Power соорудила минималистичную аранжировку на пианино, или “Death of Samantha”, сыгранную английским прог-рокерами Porcupine Tree с неожиданной сдержанностью. Шума здесь тоже хватает – за него отвечают в первую очередь The Brother Brothers, сделавшие из заглавной вещи тяжелый гитарный рок, и лидер Spiritualized Джейсон Пирс, превративший “Walking on Thin Ice” в завораживающий космический эпос. Возможно, этот альбом следует счесть этаким сигналом к тому, что настало время серьёзно переосмыслить статус Йоко Оно – ведь она не просто бывшая жена одного из самых легендарных музыкантов 20-го века и одна из причин распада The Beatles, она ещё и интереснейший музыкант, создавший довольно обширное творческое наследие.
Ion
«Madre, Protegenos»
2007, Equilibrium
Идеолог проекта Ion Дункан Паттерсон некогда состоял в мрачнейшем металлическом коллективе Anathema, но потом покинул его из-за стремления заниматься более эфемерной музыкой. Ion – его любимое детище, проект, который он записывал в течение двух лет с участим разных приглашенных музыкантов. По этим названием Паттерсон исполняет строгую, церемониальную музыку где-то на стыке сумрачного электронного нью-эйджа и готического средневекового фолка. Таинственно гудит орган, звенит строгая акустическая гитара, печальный женский голос выводит тексты на латыни – примерно так звучит среднестатистическая композиция Ion, и это, в общем, довольно-таки здорово. При всей ритуальности этой музыки она остаётся довольно доступной для восприятия – в ней нет того потустороннего величия, что есть, скажем, в творчестве группы Espers. Это не музыка высших сфер и иных сущностей, это творение человеческое и весьма эмоциональное.
Grave Digger
«Liberty or Death»
2007, Locomotive
Послужной список немцев Grave Digger внушает уважение – 27 лет творческого стажа, 20-я по счёту пластинка. Ровно такая же, как и предыдущие 19 – по-немецки основательный пауэр-метал Grave Digger является такой же константой мира современного рока, как высоковольтный рок-н-ролл AC/DC или разудалый напор Motorhead. То есть, за стилистическими изысками и экспериментами со звучанием не сюда – Grave Digger не размениваются на такие мелочи. А вот если кому потребна солидная доза старорежимного героического хард-рока, сыгранная уверенно и с достоинством, то это пожалуйста – выдать раз в пару лет по десятку крепких композиций про свободу или смерть, битвы последних королей, преддверие ада и прочие радости повзрослевших ролевиков им совершенно не сложно.
Бобры
«Другие»
2006, Мистерия звука
За два года, что прошли с выпуска их дебютного альбома «Музыку давай!», в вокально-инструментальном заповеднике «Бобры» явно что-то произошло. Задиристая, хулиганская группа, отважно валившая в одну кучу ска и частушки, реггей и русские народные, вдруг разом присмирела – на альбоме «Другие» в них прорезалась какая-то бардовская почти задушевность в стиле группы «Високосный год». Они по-прежнему время от времени хохмят, периодически ударяются в реггей и распевают песенки про алкоголь, но во всём этом чувствуется какое-то общее умиротворение – «Бобры» теперь добры и практически не зубоскалят. Конечно, когда из этого спокойствия рождаются такие песни, как блестящая фолковая «После», возражать решительно не хочется, однако в целом былой удали «Бобров» скорее не хватает.
Король и шут
«Продавец кошмаров»
2006, Никитин
Предыдущая пластинка «Короля и шута» была записана вживую в студии за какое-то смешное количество времени и длилась чуть больше тридцати минут. На «Продавце кошмаров» дело обстоит совершенно иначе – здешние 16 песен растягиваются на час, и группа совершенно явно поработала со звуком. Как нетрудно догадаться, результаты этой работы не всегда производят приятное впечатление – альбом начинается с чрезвычайно неудачной песни «Марионетки», превращённой в какой-то разжиженный поп-рок. Дальше, впрочем, начинается вполне стандартное для «КиШ» пугательно-сказочное действо – лихие рок-песенки про гробовщиков, вурдалаков, маньяков, пляски на могиле и прочую театрально-потустороннюю ерунду. В целом всего этого добра здесь попросту слишком много, и оно слишком такое же, как обычно – на «Продавце кошмаров» нет песен, которые выделялись бы из общей жужжащей массы альбома (разве что разудалый «Ром»).
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове
• пр. Мира, 89, тел.
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел.
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел.