В ролях: Уилл Смит, Элис Брага, Чарли Таан, Салли Ричардсон-Уитфилд, Уиллоу Смит
Продолжительность – 100 м
Уиллу Смиту как-то здорово везёт на экранизации фантастической литературной классики с местоимением «я» в названии, настолько дорогой сердцу своих многочисленных читателей, что за неуважение к ней они готовы порвать каждого. Пуристы уже плевались от якобы неуважительного к Азимову «Я, робота», теперь настал черёд праведного гнева любителей романа Ричарда Матесона «Я – легенда». За полувековую историю романа его экранизируют уже третий раз, и в первые два захода киношникам не удалось завоевать безоговорочное одобрение почитателей книги. Создатели новой «Легенды» эту почетную миссию также провалили, но, чёрт, сама попытка вышла весьма выдающаяся.
Проект «правильной» экранизации про борьбу единственного выжившего человека на Земле с эпидемией, превратившей всех остальных в кровожадных мутантов, болтался по студиям последние лет двадцать. Изначально за него должен был взяться Ридли Скотт со Шварценеггером в главной роли; потом в кандидатах в постановщики ходил Майкл Бэй. В конце концов, за дело взялся Фрэнсис Лоуренс, бывший клипмейкер и режиссер несколько недооцененного «Константина» – и это, пожалуй, лучшее, что могло с фильмом произойти. Судя по «Легенде», Лоуренс прямо на наших глазах вызревает в самого правильного постановщика отличных блокбастеров – а нам такого человека как раз не хватает, примерно с тех пор, как Спилберга утвердили в статусе большого художника «Оскаром» за «Список Шиндлера».
Он легко и уверенно работает с компьютерными эффектами и крупными бюджетами («Я - легенда» обошлась в какие-то баснословные полторы сотни миллионов, которые, впрочем, она легко отбила за какие-то пару недель). И вместе с тем, может одной-единственной, как бы случайно брошенной фразой передать невероятную человеческую трагедию. Он выстраивает прекрасные, ласкающие взор кадры, но в следующую секунду может вздернуть под зрителем кресло самым брутальным образом. Наконец, у него нет ни спилберговской навязчивой сентиментальности, ни бэевского пристрастия к бессмысленному грохотанию, ни лукасовского технологического фетишизма пополам со сценарным кретинизмом. Нет в нём и мультяшной схематичности, свойственной Роланду Эммериху, ни чрезмерной мелодраматичности Сэма Рэйми.
Идеальный, короче, человек, чтобы воодушевлять зрителей красивым мощным фильмом с картинками, где будет и страшно, и смешно, и трагично, и эмоционально, и всё остальное. «Я – легенда» – ровно такое кино. Не без огрехов – композитора с его периодическими вступлениями чувственного пианино вполне можно было бы выключить, да и оригинальный книжный финал был посильнее придуманного местного. Но всё равно – это кино страшное и смешное, трагичное и эмоциональное. И с картинками. А что фанаты книги ругаются, так и пусть – на всех, как известно, не угодишь.
Вердикт Кочерыжкина – сильный фантастический триллер; пожалуй, лучшее, что проходило под грифом «Голливудский блокбастер» за последнее время.