В ролях: Рона Митра, Боб Хоскинс, Александр Сиддиг, Дэвид О’Хара, Адриан Лестер, Крэйг Конвей, Малькольм МакДауэлл, Шон Пертви
Продолжительность – 105 м
Да-да-да, знаю-знаю-знаю – всё это мы уже видели. Смертельный вирус, орды зараженных, бравый спецназ, пост-апокалиптическое будущее, лживое правительство, моторизованные банды, новое средневековье, бла бла бла. Давайте, перечисляйте, что вспомнили – «28 дней спустя»? «Обитель зла»? «Я - легенда»? Всё? Подскажу ещё парочку – «Побег из Нью-Йорка», «Безумный Макс», «Власть огня». И на кой чёрт смотреть уже то, что уже было? – уныло спросите вы. Да потому что чертовски весело! – радостно отвечу вам я.
Постановщик и сценарист «Судного дня» Нил Маршалл, автор прекрасного «Спуска» и разудалых «Псов-воинов», в отличие от какого-нибудь Филиппа Киркорова совершенно не намерен отбрыкиваться от своих ну совсем очевидных источников вдохновения. Наоборот – он гордо выставляет их на первый план, чтобы заметно было всем, даже самым неподкованным в классике великолепного трэша. «Судный день» – не столько копия всех вышеперечисленных фильмов, сколько намеренный и уверенный «оммаж», дань уважения великим (и не очень) предшественникам. Этакий, если хотите, блестящий ремикс до боли знакомой песенки, сохраняющий основную мелодию в неприкосновенности, но добавляющий аранжировке буйности и зажигательности.
В «Судном дне» Маршалл работает на несусветных скоростях – его основным творческим методом здесь является вдохновенное головотяпство (зачастую в прямом смысле – по количеству отрубленных, оторванных, отстреленных или ещё как-то иначе изувеченных голов фильм точно является каким-то промежуточным чемпионом), помноженное на дьявольское внимание к деталям и брутальный, людоедский практически юмор. Пощады не будет никому – ни кроликам, ни коровам, ни любимым артистам режиссера, перекочевавшим из его прежних работ.
Попутно Маршалл придаёт легитимности некоторым творческим практикам, не раз признававшимся на этих страницах никуда не годными. Сценарий, будто бы написанный дико впечатлительным 12-летним пацаном по мотивам своих (трёх) любимых фильмов – не прокатило в «Параграфе 78», но отлично работает здесь. Отчаянная мясорубка, смонтированная будто бы с применением блэндера – в новых «Чужих против хищника» получалась ерунда, а здесь смотрится осмысленно и уместно. Видимо, всё дело в наличии (или, соответственно, отсутствии) в голове у автора сверхзадачи. Маршалл делает сознательную ерунду с прищуром, нагловатой ухмылкой и полным пониманием того, к чему он стремится; многочисленные голливудские выкормыши, за недорого клепающие сиквелы и римейки под неусыпным контролем толпы студийных продюсеров, может, и хотят сделать покруче, но ерунда у них выходит в силу общей криворукости. И потому на их ерунде – пафосной, претенциозной, беспомощной – хочется как можно быстрее провалиться сквозь землю. От его ерунды – мощной, бешеной, отлично поставленной – получается только пищать от восторга.
Вердикт Кочерыжкина – стопроцентная культовая классика грядущих лет, кино лихое, по-хорошему пацанское, брутальное, абсолютно непочтительное ко всему и вся, в том числе логике и здравому смыслу, в общем, (да, вы угадали) – практически лучшее кино на свете.