Ну что – те любители всего чарующе-мрачного, упоительно-мистического, изысканно-волшебного и будоражащее-страшного, кого категорически не устраивает нынешнее состояние писателя Стивена Кинга (примеры по теме – один, два, три), могут вздохнуть спокойно. Выпавшее из его ослабевших рук знамя главного мрачного сказочника человечества не осталось сиротливо валятся в пыли – его вовремя подхватил человек не менее талантливый. И человека этого зовут Нил Гейман.
Справедливости ради – этакая вымышленная передача наследия произошла, в общем, далеко не вчера. Гейман прекрасно сочиняет и выпускается уже не меньше двух десятков лет – но активно издавать его вещи на отечественном рынке начали не так уж и давно. То есть, этакую метафорическую загогулину о связи с Кингом можно позволить себе только здесь – во всем остальном цивилизованном мире за такое бы могли бы публично обсмеять. Впрочем, это всё лирика – поговорим же о деле.
В предисловии к этому сборнику рассказов Нил Гейман честно признаётся, что рассказы он пишет в основном тогда, когда попросят, а не когда приспичит. Просят же Геймана в основном по довольно странным поводам – например, сочинить 12 коротеньких рассказиков к каждой песне альбома певицы Тори Эймос “Strange Little Girls”. Или поучаствовать в составлении сборника рассказов о Шерлоке Холмсе. Или решить ещё какую-нибудь подобную творческую задачу – странноватую, но очень весёлую. Поэтому книга «Хрупкие вещи» примерно наполовину состоит из исключительно занимательных кунштюков – например, из попытки поместить Шерлока Холмса в мир Говарда Лавкрафта («Этюд в изумрудных тонах»), или из шутейных стихотворений («Эльфийский рил», «Моя жизнь»), или юмористических статеек для энциклопедии вымышленных болезней («Недуготворческий криз»). Практически в каждом из этих произведений Гейман демонстрирует и мастерское владение словом, и прекрасное чувство юмора, и нешуточную изобретательность – так что читать «Хрупкие вещи» не просто весело, но и страшно интересно.
Вот, например, отрывок из рассказа о вампирах –
Куда вы девали доктора? Спросила она и рассмеялась. Мне показалось, она вошла сюда минут десять назад.
Извините, ответил я. Я проголодался. И мы оба рассмеялись.
Схожу найду её вам, сказала она.
Я сидел в кабинете врача и ковырялся в зубах. Немного погодя ассистентка вернулась.
Простите, сказала она. Должно быть, доктор просто вышла. Могу я назначить вам приём на следующей неделе?
Я покачал головой. Я позвоню, сказал я. И впервые за тот день солгал.
Разумеется, Гейман не был бы большим писателем, если бы растрачивался исключительно на весьма изобретательные и забавные, но всё же пустячки – так что среди этих «Хрупких вещей» найдётся несколько по настоящему сильных тем. Тихая призрачная жуть рассказа «После закрытия», поистине фантастическая вещь «Факты по делу об исчезновении мисс Финч», неуловимо-странная фантасмагория «Горькие зерна», философские «Другие люди», пронзительная и задумчивая песня разбитого сердца «Как ты думаешь, что я чувствую?» По этим штукам отлично ясно, за что Геймана любят и хвалят. И если у каждого возникнет вопрос – а стоит ли любить его лично мне, то я отвечу уверенно и без запинки. Стоит. Ещё как стоит.
Сайт – www.biruza.ru |
Книги для обзора предоставлены книготорговой сетью «Книголюб» Адреса центральных магазинов:
|