Главная
>
Статьи
>
После нашей эры / After Earth

После нашей эры / After Earth

07.06.2013
14

Режиссёр — М. Найт Шьямалан

В ролях: Джейден Смит, Уилл Смит, Софи Оконедо, Зои Кравитц, Гленн Моршовер

Продолжительность — 106 мин

Земля без людей — популярная тема сезона; буквально вчера с её секретами разбирался Том Круз в «Обливионе», а уже в очереди Уилл Смит, желающий использовать её в качестве полигона для воспитательных мероприятий. Добро пожаловать в мир «После нашей эры» — там вас могут съесть, но это будет только для вашей пользы.

Как время летит — кажется, только вчера режиссера Шьямалана печатали на обложках журналов с подписями типа «Вот наш новый Спилберг». А сегодня, каких-то десять лет спустя, нехитрый факт, что его новый фильм — не полная катастрофа стратостата, уже повод для заметного изумления. Тут, конечно, не без нюансов — «После нашей эры» страдает несколько тяжеловесной серьёзностью, да и выписанный Смиту-младшему аванс в виде собственного летнего блокбастера пока всё-таки неуместно щедр. В качестве смешного пацана в пару к Джеки Чану он ещё вполне терпим, но для главного героя слабоват — в роли ноющего подростка, постигающего на практике важные уроки мужества, он наиболее органично смотрится именно в первой части истории.

Да и Смит-старший, пожалуй, заметно переоценивает стремление зрителей всего мира неполных два часа убеждаться в серьёзности его намерений быть хорошим отцом. Именно он придумал костяк истории про выживание отца с сыном на полной смертельных опасностей планете — и по «После нашей эры» отчетливо видно, что все остальные мотивационные истории (сестра, страх) накручивались сценаристами уже потом, чтобы был хоть какой-то драматический повод заваривать всю эту сюжетную кашу. Убедительно накрутить, впрочем, ни капли не вышло.

Но вот в чём штука — «После нашей эры» вполне можно смотреть без жгучего желания немедленно просветить рентгеном голову режиссёра Шьямалана, чтобы выяснить, что за удивительные тараканы в его мозгах диктуют ему снимать именно это. Это всамделишная роскошь, которой в фильмах за этой фамилией не водилось со времён «Таинственного леса» — вышедшего, на минуточку девять лет и три картины назад. «После нашей эры» — внятное, умеренно красивое и в целом довольно крепко сделанное кино.

Да, простоватое в своих драматических намерениях, назидательное в своей экологической (привет, пластмассовый фикус Марка Уолберга) и воспитательной морали и периодически подыгрывающее главному герою — той самой реальной опасности, что заявлена на афише, почувствовать так и не успеешь. Но, чёрт — даже если человек продвинулся с минус пятнадцатого этажа на минус десятый, это всё равно прогресс. И по сравнению с «Девушкой из воды», «Явлением» и тем более «Повелителем стихий» «После нашей эры» — не просто прогресс, а гигантский скачок обратно из бездонной тьмы к свету. На нём зарождается робкое подозрение, что дни режиссёрского бренда «М. Найт Шьямалан» всё-таки ещё не окончательно сочтены. До настоящего яркого света он ещё не долетел — но траектория верная. Поверить в то, что после «После нашей эры» нас ещё может ждать что-то интересное, вполне можно — а этого, наверное, достаточно.

Вердикт — суров и тяжел путь обратно к свету, но (хочется верить) дорогу осилит идущий

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать