Главная
>
Статьи
>
Jay Z «Magna Carta... Holy Grail»

Jay Z «Magna Carta... Holy Grail»

11.07.2013
6

Jay ZБыть музыкальным критиком в году две тысячи тринадцать определённо интересно, не в последнюю очередь благодаря творчески проснувшимся различным большим артистам. Возвращаются, как ни в чём не бывало, Боуи и Земфира, эпически ностальгируют Daft Punk, рвёт шаблоны Канье — а главный Большой Папочка большого хип-хопа проявляет недюжинную деловую хватку. Благодаря уникальному договору, заключенному с бизнес-гигантом Samsung, по которому Джей Зи продал ему миллион копий своего нового альбома по пять долларов за штуку, чтобы пользователи телефонов Samsung могли бесплатно скачать его в качестве приложения, новый альбом рэпера-тяжеловеса «Magna Carta... Holy Grail» одновременно вошёл в историю и был признан платиновым ещё до того, как кто бы то ни было из простых смертных услышал хоть секунду музыки с пластинки.

Тут, правда, легко перепутать музыкальную критику с занимательной экономической антропологией. В год нестандартных рекламных кампаний и поиска неожиданных пиар-ходов Джею, безусловно, удался один из самых широких и эффектных жестов — но если у большинства людей к масштабным экспериментам в области раскрутки прилагались и альбомы соответствующего уровня (те же Daft Punk, Канье, QOTSA), то с «Magna Carta... Holy Grail» всё не так просто. Это, конечно, большая пластинка, собравшая весь цвет большой мировой музыки — в продюсерах тут ходят Тимбаленд, Фаррелл Уильямс и The-Dream, в соучастниках исполнения — Тимберлейк, Рик Росс, Фрэнк Оушен и, конечно, Бейонси. Правда, вместо демонстрации достижений «Magna Carta» всё больше напоминает ярмарку тщеславия.

Дело даже не в том, что новый альбом Джея звучит вызывающе традиционно, особенно на фоне отстрелявшегося месяцем ранее футуристического и сумасшедшего Канье. Традиционализм сам по себе — ни в коем случае не порок, и на «Magna Carta» вполне можно найти ворох простых и понятных хип-хоповых удовольствий, вроде утробных тимбалендовских басов вещи «FuckWithMeYouKnowIGotIt», нетрезвых духовых, несущих на себе «Somewhere in America», или атмосферной коллаборации с Оушеном, бесхитростно озаглавленной «Oceans». Просто та версия традиционализма, которой Джей Зи придерживается на этом альбоме, слишком уж отчётливо попахивает неприятным самодовольством. Да, Джей сам, чистой силой своего таланта и убеждения, проложил себе дорогу от уличного наркодилера до одного из богатейших людей в музыке и мужа одной из красивейших женщин планеты. И мы, в общем, в курсе, так что немного непонятно, зачем нам слушать целую пластинку о том, сколько у него «Майбахов», картин Пикассо и Баския и миллионов, которые он в какой-то момент натурально считает в текстах, приговаривая «С математикой у меня всё отлично». Как будто рэп тебе целый час читает нечто среднее между захлебывающейся от восторга журнальной колонкой, живописующей жизнь богатых и знаменитых, и кассовым аппаратом.

Рекомендуем почитать