>
>
>
«Попкорн вам втюхивают с накруткой в тысячи процентов»: как зарабатывают и банкротятся кинотеатры

«Попкорн вам втюхивают с накруткой в тысячи процентов»: как зарабатывают и банкротятся кинотеатры

05.07.2021
12

«Окупаемость только в мечтах»

Цена открытия 10-зального кинотеатра в ТЦ на 2014-2015 год составляла примерно 15 млн долларов, включая отделку, закупку оборудования и продукции. Окупаемость — 10 лет. В мечтах, конечно же, а по факту — никогда!

Сеть кинотеатров или отдельный кинотеатр изначально покупают фильм у прокатчиков, чтобы его показывать у себя. И с этих показов платит еще 50 %. Стоимость покупки фильма разная, по ценам сказать не могу, этим занимался отдельный департамент.

5 % от общей выручки (а иногда и больше), у вас украдет линейный персонал. Способов воровства — десятки, доходило до того, что покупали точно такое же оборудование и печатали билеты дома. :) Сотрудник, который грамотно ворует, может делать до 150-250 тыс. руб. в месяц, но тут должна быть массовая проходимость, чтобы размыть такие потери.

«Полгода учились составлять расписание»

В первом кинотеатре, где я работал, проходимость была 40-50 % и это были сладкие 2009-2012 гг. Если считать в зрителях, то на уровне 3-5 тысяч человек в будни и 5-9 тысяч в выходные.

Во втором кинотеатре (2014-2017 гг.) проходимость была уже на уровне 10-15 %. 1850 мест х 6 сеансов в день, получаем 333 000 зрителей при загрузке 100 %, но в день проходило не больше 1000 человек, а чаще 500-700. В выходные — 2000-2500. В среднем же — 1200-1500.

Показатели кинотеатра очень сильно зависят от грамотно составленного расписания. Когда работал в одной известной киносети — еще до 2012 года, там реально работали профи. Шикарное и грамотное руководство, прекрасное управление и фантастические выручки. Да, там все воровали, но при этом приносили много денег.

Так вот, для того чтобы составить расписание на неделю вперед, управляющие обучались примерно полгода (!) этому ремеслу. Нужно понимать, какой фильм будет топовым, а какой провалится. Вы не поверите, но отдел планирования на каждый месяц высылал нам план — сколько кинотеатр должен заработать денег. И мы всегда его перевыполняли лишь на 50-100 тысяч рублей, а ведь план колебался в районе 42-52 млн рублей в месяц в зависимости от месяца и фильмов. Это была магия. Как они рассчитывали с такой точностью — загадка!

«Рухнула выручка и опустели залы»

Всё рухнуло в 2012 году, когда пришли американцы и договорились о выкупе сети кинотеатров. Первым делом выгнали всё руководство и сами стали составлять расписание. И в первый же месяц выручка рухнула на треть (!). Второй месяц — на 50 %.

Правильное расписание — это когда, скажем, топовый фильм начинается каждые 35 или 40 минут. Если человек не успел на первый сеанс, то он не уедет в другой кинотеатр, т. к. у нас следующий сеанс через 15-20 минут. За это время он спокойно купит билеты и продукцию снек бара. Тем самым мы удерживаем клиента.

А американцы начали лепить одинаковые сеансы подряд с промежутком в 10-20 минут. А поскольку количество показов ограничено, то часть фильмов показывалась при почти пустых залах, а посетители уезжали.

Дальше я уже ушел и не мог смотреть отчеты, но из разговора с персоналом узнал, что выручку так и не вернули на прежний уровень. Это прям хороший такой урок, что не всегда новая метла начинает мести куда надо.

«Накрутка в тысячи процентов»

Все кинотеатры строят исключительно для продажи попкорна и продукции снек бара. Это — основа их строительства. Никто и никогда в коммерческих целях не откроет кинотеатр для заработка на фильмах. Это невозможно и экономически — для бизнеса это чистое самоубийство (смотрим, с чего я начинал свой рассказ).

Накрутка на попкорн обычно в диапазоне 2500-2800 %. Но бывало, что и до 3500 % доходила. Т. е. себестоимость, скажем, сладкого попкорна в среднем ведре — около 10-20 рублей. Вы же его покупаете за 300-500 рублей. На колу накрутка шла примерно 1500 %, на пиво несколько меньше.

При этом продукцию снек бара никто не «бодяжит» — слишком сложное и ненужное занятие. Всегда, повторюсь, всегда уничтожайте или делайте непригодными стаканчики от напитков и от попкорна! Вороватые сотрудники могут в них заново насыпать, т. к. при инвентаризации считается посуда, а не рассыпная продукция. Персонал может запросто вытащить использованное ведёрко из-под попкорна и перепродать.

Продукция снек бара не подлежит возврату, если она не испорченная. Вариант «я не хочу такой сладкий попкорн, дайте мне соленый» не прокатит, если вы уже взяли ведро в руки и хоть что-то съели.

Отдельно стоит сказать про 3D-очки. Их стоимость заложена в цену билета. По правилам, те очки, которые вам дают перед сеансом, должны быть новые и на один раз, т. е. вы их забираете себе или выкидываете. Закупочная цена этих очков — около 40 рублей на 2016 г. Но, т. к. кинотеатры сильно экономят, то они используются многократно. У нас они работали по 2-3 года вместо одного сеанса.

«Почему банкротятся кинотеатры?»

Тут всё просто. Изначально был неписанный закон, что кинотеатр — это дешевое развлечение. Билеты и продукция стоят копейки, и за счет массовости этот бизнес «выезжает». Но потом пришли ТЦ с их аховыми арендными ставками, и цены поползли вверх. Увеличилась конкуренция внутри сети, плюс начался бешенный бум домашних и онлайн-кинотеатров. Сюда, естественно, добавим просто катастрофическое падение качества кино.

И что мы имеем по итогу?.. Плохое кино по сумасшедшим для такого вида развлечения ценам с дикой конкуренцией. Выживают на этом рынке только те, кто тупо угадал с расположение, да и то лишь частично.

А вы любите ходить в кино? Покупаете там попкорн и напитки? Расскажите в комментариях. И не забывайте следить за обновлениями на сайте. Во второй части рассказа — безбилетники на премьере блокбастера, «любовные гнездышки» в кинозале, а также капризы российских кинозвезд.

Евгений Баталов, фото: unsplash.com

Рекомендуем почитать