Расскажите об исследованиях, которые вы проводите в сибирской тайге?
Изучаем фотосинтетическую активность мхов и лишайников. Смотрим, как на них влияют температура, повышенные концентрации углекислого газа, влажность, солнечный свет, чтобы сделать прогноз, как они будут себя вести при изменениях климата. Параллельно ведем работу по проектам научных фондов, включающую определение почвенного дыхания и измерения эмиссии парниковых газов с поверхности водотоков.
Обычно полевые работы занимают летом от месяца до трех. В научно-исследовательскую стационар-обсерваторию ZOTTO в поселке Зотино я езжу практически каждый год с 2015-го. У меня уже есть некая привычка: люди, которых знаю, условия, где уже работала. Как в детстве ездишь «к бабушке на дачу» каждое лето.
А как вы добираетесь туда?
Можно доехать сначала до Енисейска на автобусе, а дальше едешь на Метеоре. Бывают какие-то задержки из-за погодных условий, но небольшие.
Не бывает такого, что взяли запас еды на неделю, а потом остались на месяц?
Запас с собой особо не нужно возить, потому что в деревне рядом магазины. Хотя лаборатория и находится в тайге, но заезжаем мы через населенный пункт. В Зотино несколько улиц, там даже на почту можно заказать товары из маркетплейсов.
Сколько людей работает на станции?
Насколько я знаю, порядка 30-ти человек. В основном сейчас там работают наши коллеги. Есть двое специалистов с кафедры физики атмосферы физического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Изначально обсерватория была совместным проектом с Институтом биохимии общества Макса Планка из Германии.
Как вы попали в такой интересный проект?
Первый раз в 2015 году я поехала туда вообще студенткой. Мой научный руководитель — заведующий лабораторией биохимических циклов в лесных экосистемах Анатолий Прокушкин предложил поехать в Зотино. Там как раз были немецкие коллеги. В другие годы пересекалась с учеными из Испании и Финляндии.
Если несколько дней идет дождь, что вы делаете? Как развлекаете себя?
Когда набираем материал, то в идеале его лучше сразу обработать. Соответственно, пока дожди, просматриваешь данные, которые уже получил. Помимо того, что я работаю с инфракрасным газоанализатором, еще выделяю в полевых условиях пигменты. Потом эти экстракты уже в городе в лаборатории анализирую на спектрофотометре. Затем рассчитываю количество различных пигментов (хлорофилов, каротиноидов), чтобы понимать не только фактический фотосинтез у исследуемых объектов, но и их потенциал, то есть насколько хорошо они могут фотосинтезировать в благоприятных условиях.
Чтобы выделить пигменты из кусочков мха или лишайника, их «варят» на водяной бане вместе со специальными реактивами примерно часа два. В дождь можно этим тоже развлекаться.
Как проходит ваш научный день?
Хорошая погода: проснулись, потянулись, улыбнулись, идем включать прибор. Я использую в работе инфракрасный газоанализатор, который прогревается не меньше часа. Пока идёт прогрев, обычно завтракаю, собираюсь. Потом я либо иду сама на пробную площадку для проведения измерений, либо мы едем на более дальние станции. Обычно проводятся измерения по нескольким научным задачам. Например, в один день занимаюсь мхами, в следующий день померила эмиссию парниковых газов с поверхности водотоков, и так далее.
Эмиссия — это то, что испаряется из ручьёв?
Скорее, то, что выделяется. Мы исследуем потоки парниковых газов. Нам важно знать какой процесс более активный: выделения или поглощения. Когда поглощение превышает выделение, в лесу идёт активный фотосинтез, он развивается. Если же выбросы превышают поглощение, то тогда увеличивается концентрация углекислого газа в атмосфере. Водотоки, являясь частью леса, тоже влияют на эти процессы.
А разве могут лес и дикая тайга начать выделять много углекислого газа?
Да, это наблюдается. Выделение зависит от нескольких факторов. Есть выделение с поверхности почвы, есть дыхание отдельных растительных компонентов, есть разложение биомассы, эмиссия ручьев и рек. Например, в возрастном, старом лесу, где много валежника, и идет активное выделение углекислого газа из почвы, такое может быть.
То есть настолько много, что это может нарушить баланс?
В рамках проекта «РИТМ углерода», по которому мы тоже работаем, учёные проводят мониторинг климатически активных веществ в наземных экосистемах России и пытаются придумать, что можно делать в таких ситуациях. Можно попробовать делать дополнительные посадки, но не факт, что они приживутся. Это очень сложная многокомпонентная задача. Я нашла свое место в ее решении. Изучаю вклад мхов и лишайников, смотрю, как они ведут себя, и стараюсь оценить роль отдельных видов. Все существующие виды охватить сложно, поэтому я выделила доминанты.
Расскажите подробнее о проекте «РИТМ углерода»
Это важнейший инновационный проект государственного значения. В России создается единая национальная система мониторинга климатически активных веществ, в том числе и парниковых газов. В нее будут включены достоверные и международно признаваемые научные данные для оценки антропогенных и природных потоков климатически активных веществ на территории нашей страны. Эти данные будут использоваться для улучшения качества управленческих решений, принимаемых при декарбонизации российской экономики и корректировки мероприятий плана реализации Стратегии низкоуглеродного развития страны до 2050 года.
В нашем Институте леса им. В.Н. Сукачева в этом глобальном проекте принимает участие несколько групп. Первая группа работает с пулами углерода в наземных экосистемах. Вторая группа оценивает обменные потоки парниковых газов и почвенное дыхание, а также как ручьи и реки выделяют и поглощают углекислый газ. Третья группа по математическому моделированию. В состав второй вхожу и я. Занимаюсь такими увлекательными, интересными объектами, от которых никогда не знаю, что ожидать.
Это мох?
Мхи и лишайники. Их реакция на факторы окружающей среды сильно зависит от условий микроместообитаний. Они меня удивляют своим разнообразием, своим поразительным откликом на внешние воздействия. В какой-нибудь ямке они могут вырасти, когда на этом месте было влажно, а потом там стало сухо, и они чувствуют себя уже не очень хорошо. Но они при этом живут и жизни радуются, и еще нас всех переживут.
Одно растение может прожить дольше человека?
Конечно. Мхи обновляются каждые три года, у них есть бурая старая часть и зеленая, которая обновляется. Они также могут долго расти, примерно столько же, сколько и лишайники. Возраст лишайников может достигать 200 лет.
Считаю, что это мой небольшой вклад в науку. Я изучаю этот наземный ярус растительности в лесах. Мне интересно, какой процент от общего количества углекислого газа в лесу приходится на деревья, а какой на другие ярусы. С этой точки зрения мхи и лишайники достаточно продуктивны, начиная от лесных экосистем, заканчивая тундровыми экосистемами, где они преобладают.
А кто еще разделяет ваш интерес к этим организмам?
Это, безусловно, удивительные организмы. В своей работе я сначала смотрю, как они себя ведут в экосистеме, а затем, как на них влияет, допустим, изменение влажности. Они очень сильно реагируют на воду — чем больше воды, тем им лучше. При этом получается, что после дождей они выделяют больше углекислого газа, потому что должно пройти время, через которое у них усваивается вода. Это всё мало исследовано, и вначале мне было сложно разобраться.
Но в позапрошлом году случился бум научных работ по мхам и лишайникам. За год вышло более ста научных статей. Примерно с 2022-го года ученые резко поняли, что обижали этот ярус, не обращали на него должного внимания.
С чем вы связываете такой интерес?
Я не знаю, что произошло. Думаю, что кто-то привнёс идею. Видимо, сыграли роль крупные публикации, касающиеся в целом цикла углерода и вклада отдельных ярусов. В науке тоже есть свои тренды, возникают модные тематики.
А вы мхами заинтересовались до этого?
Когда в начале моей научной карьеры в 2015-м году мне предлагали несколько тем на выбор, стала интересна именно эта. Сначала у меня были технические проблемы с замерами, но со временем я всему научилась: и почвенное дыхание мерить и лучше понимать объект.
Мхи с лишайниками мне как-то полюбились. Во-первых, они красивые. После дождя они такие приятные. А вот когда сухо, мне их очень жалко, когда идешь по лесу, то они хрустят под ногами и вряд ли уже вырастут.
А как вы пришли в науку?
Я училась в Сибирском федеральном университете 10 лет. Первые 4 года на кафедре экологии и природопользования. Там я выбрала научного руководителя. Когда я пришла в лабораторию в Институт леса, то здесь как раз шли работы по гранту Российского научного фонда. В лаборатории был просто бум, все активные, позитивные, интересные. Я подружилась со всеми. Приходила, помогала, сначала лаборантской работой занималась, потом в поля ездила каждый год.
Пришла и втянулась, мои друзья занимались близкой тематикой. Я попала в среду, в которой все интересующиеся, у каждого есть свои цели. Стала участвовать в первых конференциях, подавать заявки на различные конкурсы, гранты, стипендии. Когда я закончила бакалавриат, у нас открыли новое направление «Экологический мониторинг». Я поступила туда, осталась в научной группе и провела ещё два года. На тот момент выиграла российскую олимпиаду «Я профессионал» и стала золотым медалистом. Мне предлагали уехать куда-нибудь, чтобы пройти стажировки. Но я решила остаться. В прошлом году закончила аспирантуру, сейчас дописываю диссертацию, в следующем году я стану кандидатом наук. У меня большие цели, задачи и планы. И ещё большие обязательства!
Какие обязательства?
Я пообещала, что я стану кандидатом наук в следующем году всем своим коллегам. Я не могу их подвести. Один за всех и все за одного.
Когда вы станете кандидатом, то появятся новые перспективы?
Я надеюсь, что я буду уже не младшим научным сотрудником, а полноценным. Не «мнс», а просто «нс». Кандидатская степень очень много дает молодому ученому. До 35 лет сейчас, если ты молодой ученый и у тебя есть степень, ты можешь получать гранты Российского научного фонда, можешь подавать заявки на премии президента и правительства. У Сибирского отделения РАН есть конкурсы, в которых можно принять участие. Когда ты становишься молодым кандидатом наук, у тебя появляется очень широкий спектр возможностей. Поэтому, чем раньше ты защитишься, тем лучше.
Самое ужасное время — это когда ты уже закончил учиться, но еще не кандидат наук. Ты уже не маленький, но еще и не большой. У тебя нет статуса. Сейчас, помимо Института леса, я работаю в СФУ инженером-исследователем. В науке интересно, здесь очень много неординарных личностей, постоянные экспедиции, конференции.
Дома не говорят: «Куда ты опять поехала»?
Все уже привыкли. Тяжело только первое время. Сначала ты привыкаешь, а потом просто жить без этого не можешь. Потому что это образ жизни, ты сидишь на чемодане и ждёшь, когда куда-то поедешь.
Тайга — это экстремальные условия, тем более для молодой интеллигентной девушки. Как вы справляетесь с этим?
В целом обычно всё проходит позитивно. Только однажды летом 2022-го года в наш лагерь зашел медведь. До этого даже не задумывалась об этом. Он пришёл и смотрел на нас, как будто в зоопарке. Мы стояли с коллегой и не знали, что делать.
А в целом проблем с проживанием в тайге никаких нет. Тем более, что мы перед тем, как куда-то ехать, проходим инструктаж, медосмотр.
А какие психологические качества нужны для такой работы и жизни?
Во-первых, люди, с которыми ты ездишь, должны быть достаточно хорошо расположены друг к другу. По сути, это твои друзья, и вы как будто на лето приехали в детский лагерь. Если такого нет, то нужно запасаться терпением. Обычно у нас там достаточно комфортные условия проживания. Мы живем не в палатках, а в нормальных домах. У нас есть отопление и практически везде вода, где-то даже стиральные машины есть. В плане бытового комфорта особенных ограничений никаких нет.
Должна быть физическая подготовка, чтобы ты мог взять и поднять, допустим, какую-то тяжесть. Если вас не так много, придётся таскать оборудование самим, и не важно, девушка ты или мужчина. Нужно много ходить.
Важна ответственность, потому что задачу ты должен выполнить в определенный срок. Если с утра проспал, тебя никто ждать не будет. А если ты не едешь никуда, то зачем тогда тебя брать?
Я видела на вашей страничке в соцсетях выпуски подкастов про мхи. Расскажите, что это за проект?
Когда я получала поддержку от фонда «Синтез», мне предложили принять участие в подкасте «Кот ученый». Его автор и ведущая Алиса Романова прочитала исследования про мхи и спрашивала у меня про эти организмы. Это был интересный опыт.
Вы работаете, пишите диссертацию, участвуете в конкурсах, подкастах, публичных лекциях. Как организовать свою жизнь так, чтобы на всё это хватало времени?
Я делаю, как получается. Когда есть возможность, я беру и использую её.
Мне кажется, наука похожа на большой кипящий котёл. Кто-то должен постоянно подбрасывать угольки, чтобы он горел, а кто-то должен что-то подкидывать в бульон специи, картошку, чтобы все кипело постоянно, тогда этим интересно заниматься, это увлекательно.
Сейчас это просто образ жизни, ты знаешь, что каждый месяц куда-то подаёшь заявку. Я вхожу в Совет молодых учёных-специалистов при губернаторе Красноярского края. Это общественная организация, в которой собраны представители всех научных и образовательных организаций края.
Что это даёт?
Возможности. Порой о каких-то мероприятиях ты узнаёшь раньше, чем все. На этапе организации ты уже знаешь, что и когда будет, как и куда подавать заявку. Когда ты уже научился подавать заявки, проблем не возникает . Для меня это, по большей части, доступ к информации и времяпровождение.
У вас есть какая-то мечта или суперцель, что вас вдохновляет?
Мне нравится осознавать, сколько всего я уже попробовала делать с мхами и лишайниками. Появляется новое оборудование, и это значит, что ты можешь получить новые данные.
Основная цель — узнать, насколько лишайники и мхи полезны. Может быть, стоит взять и вместо деревьев высаживать их. А когда мы посчитаем их вклад в цикл углерода, то, возможно, решим, что нужно засадить всё мхами, и будем хорошо жить. Возможно, этого делать не стоит, но хочется узнать, насколько они важны.
Часто скорости процессов, протекающих в лесу, оценивают по космическим снимкам. Но они не могут посмотреть, что происходит внизу. Если окажется, что мхи и лишайники будут, например, ускорять потепление для высоких широт, то это будет очень плохо. Например, сейчас они выполняют функцию барьера в тундре, не давая растаять вечной мерзлоте. При изменении климата граница леса будет двигаться на север и вытеснять их. Как это повлияет на северные экосистемы? Возможно, это произойдет в ближайшие 100-300 лет, а может быть и позже, но всё равно интересно.
А для людей мох или лишайники годятся в пищу?
В Мурманске продают чипсы из лишайников. Это, скорее, экзотика. Я знаю, что придумывают всевозможные чаи, биодобавки, у которых не всегда доказанная эффективность. Теоретически сфера их применения может быть достаточно широкой. Но для этого их нужно лучше изучить.
Что в науке помогает достигать успехов?
Должно быть упорство. В науке ты никогда не знаешь, когда придёшь к цели. Например, ты формулируешь какую-то гипотезу, но она может и не подтвердиться.
В случае неудачи нужно уметь очень быстро с этим работать, не теряться, не расстраиваться, а идти дальше. Я считаю, что это очень важное качество. У меня очень много не получившегося, не доделанного. Я не расстраиваюсь. Главное — уметь разобраться, что было не так.
Когда ты работаешь с оборудованием, с людьми, это очень ответственно. Нельзя подставить свою научную группу. У тебя должна быть активная жизненная позиция, инициатива, нужно уметь себя проявлять. Не стесняться, не сидеть, не ждать у моря погоды. Чаще всего ты попадаешь в науку студентом, и тебя берут под конкретные идеи и проекты. Ты должен уметь проявить себя, чтобы задержаться.
Для того, чтобы быть активным, нужно видеть для себя перспективы. Как это сделать молодому ученому?
По идее, когда входишь в научную группу, ты через некоторое время понимаешь, куда ты будешь двигаться. Из этого котла два пути — либо ты остаешься кипеть дальше, либо ты «остыл» и уходишь. Это нормально. Это так же, как и в любой, наверное, сфере. Ты приходишь, пытаешься что-то сделать, но если ты мало пробуешь, ты себя с трудом найдёшь, мне кажется.
А благодаря тому, что много пробуешь, не боишься ошибок, не расстраиваешься, если где-то проиграешь, шансы остаться в команде будут выше. По идее, когда приходишь в коллектив, у тебя есть люди перед глазами — это примеры. Ты смотришь на всех, подмечаешь что-то для себя интересное и берешь на вооружение.
Материал подготовлен при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».