
Ранние годы
Виссарион — Сергей Анатольевич Тороп — родился 14 января 1961 года в Краснодарском крае. Проследить его жизнь можно по сочинению его «апостола» — Вадима Редькина.
Родители Сергея Торопа были строителями. Мать, которую звали Надежда, и ее младшая сестра воспитывались в детдоме, так как рано лишились родителей. Еще две старших сестры этой участи избежали, возможно, потому что были старше. В семье отца будущего Виссариона также было четверо детей.
Родители развелись через 7 лет после рождения сына, воспитанием мальчика больше занималась бабушка. Она исповедовала христианство и оказала большое влияние на внука. Но вскоре мать забрала Сергея и увезла его в Шушенское, где уже жила ее сестра. Там она снова вышла замуж и родила дочь. Через какое-то время семья попыталась вернуться в Краснодар, но затем, сменив несколько городов, осела в Минусинске.
Биограф пишет, что закончить школу для Сергея Торопа оказалось сложно. Объясняет это он тем, что «нелегко было долгими годами касаться того, что тебе совершенно не нужно». От мира мальчик скрывался в фантазиях, а после окончания школы попал в армию.

«И первым основным испытанием, раскрывающим более полно суть проявлений эпохи царства силы, стало исполнение закона человеческого общества об обязательном прохождении воинской службы. <...> Путь сей привёл в земли монгольские, где волею отца небесного сын его не был допущен к оружию смертоносному, а приступил к постижению дел строительных, созидая строения мирные», — писал Вадим Редькин.
Но в стройбате Сергею Торопу тоже не понравилось. Найти свое место в армии помогло детское увлечение рисованием — будущий Виссарион стал выполнять обязанности художника, хотя позднее утверждал, что нигде не обучался.

После возвращения из армии молодой человек искал себя. Так как образования у него не было, он работал слесарем, электриком, а затем служил в милиции. В 1989 году, по словам биографа, будущий Виссарион уже был женат и в семье ожидалось рождение второго ребенка. Тогда же настоятель Абаканского храма пригласил его сделать росписи. Тот нарисовал два образа, получил оплату, но иконы не устроили заказчиков. Тороп вернул все деньги, оставив семью без средств. Это привело к «пробуждению его предназначения».
«Продолжив пребывание в думах глубоких и горестных, смутно почувствовал, как что-то великое стало, просыпаясь, подниматься внутри него. В мгновения следующие звон колокольный стал заполнять пространство комнаты его. И запах ладана нежно коснулся чувств его, а уши тронуло пение славное голосов небесных. И рванулось изнутри могучее, отбросив покров, доселе сдерживающий огонь сей. Слёзы увлажнили лице сына человеческого. Пробуждение предначертанное свершилось!», — описывал этот момент Вадим Редькин.

Начало
Известно, что Сергей Тороп какое-то время увлекался уфологией и посещал местный клуб этого движения. Вместе с товарищами он побывал в Пермской области, в зоне уфологических контактов так называемого «М-ского треугольника».
В мае 1990 года он заявил, что получил послание внеземного разума о том, что является новым мессией, «сыном Божьим», «проводником Святого Духа», и назвался Виссарионом. 14 мая 1991 года он провел первую открытую проповедь о «Последнем завете», через несколько месяцев провозгласил создание «Единой религии Земли».
В 1992 году к нему присоединяется его «апостол» — Вадим Редькин, который до этого был эстрадным певцом. Он начал вести летопись всех поступков и заявлений Виссариона, а публиковал ответы на вопросы, заданные разными людьми.
В 1993 году было опубликовано «Слово Виссариона, являющееся Последним заветом от пославшего его Отца Небесного». Объявленная цель «Последнего Завета» — «великое священное соединение всех существующих религий».

«В целом учение Торопа можно охарактеризовать как компот из доморощенного экологизма, неоязычества и преломленных через рерихианство восточных учений в слащавой оболочке из псевдохристианских терминов и псевдобиблейских изречений, пересыпанных полуграмотными псевдославянизмами. Он все время говорит об экологии, используя при этом элементы восточных учений — реинкарнация, карма и прочее, что являет собой типичную неудобоваримую ньюэйджевскую смесь из пива и какао с керосином», — так охарактеризовал учение Виссариона исследователь современного религиозного сектантства Александр Дворкин.
Сергей Тороп объехал с проповедями многие города России и побывал в других странах. И на эту «смесь», как ни удивительно, откликнулись многие. В Красноярский край потянулись люди из разных регионов, представительства «Церкви Последнего Завета» были в Москве, в Петербурге, в Болгарии, Германии и США. Среди приехавших были инженеры, учителя, агрономы, работники искусств, медики и их «нетрадиционные» коллеги, мастера народных промыслов и ремёсел.
«Ходит Сергей Анатольевич в хитоне и в красном плаще, в который он картинно кутается. Он носит волосы до плеч и аккуратно подстриженную бородку. Если вы видели фотографию этого человека, то, возможно, разделите гипотезу автора о том, что Тороп работает под имидж актера, игравшего Иисуса Христа в фильме Франко Дзефирелли „Иисус из Назарета“. Кстати, откровение посетило нашего героя, как раз когда этот фильм был впервые показан в России. Сергей оказался парнем хватким и быстро вошел в колею», — писал Александр Дворкин.

А вот что говорил о Виссарионе еще 20 лет назад тогдашний архиепископ Красноярский и Енисейский, Абаканский и Кызыльский Антоний:
«Христос»-гаишник, громкие шабаши и запрещенные экстремисты«Вы знаете, есть такие увлеченные в юности люди, которые зачитываются какой-то литературой, не утруждая себя изучить свою православную веру. Когда Виссарион рассуждает о православии, он показывает себя профаном. Он начитался протестантских и других богословов, узнал, что Хаббард (Л. Рон Хаббард) составил огромное, миллиардное состояние на появлении новой религии — сайентологии. Строго говоря, это и не религия, это философское учение, предполагающее серьезное воздействие на психику человека. Видимо, Виссариону захотелось таких лавров. Он действует при помощи своеобразного гипноза, и благодаря этому через некоторое время люди продают все — от холодильника до квартиры — и едут строить „город солнца“. Виссарион за большие деньги издает свои книги с золотым тиснением, но все, что в них написано — ложь и абсурд, не имеющие ничего общего со здравым смыслом истинной веры. Его убеждения ничего серьезного под собой не имеют — ни в библейском преломлении, ни в новозаветном. Я удивляюсь той части нашей интеллигенции, которая, несмотря на явное противоречие Священному писанию, идет за Виссарионом и впадает к нему в духовное рабство. Я очень им сочувствую и сожалею о том, что до сих пор все это еще происходит».
Поселение и устои
В качестве места обитания Сергей Тороп выбрал Курагинский район. «Церковь последнего завета» получила официальную государственную регистрацию, а потом обратилась к государству с просьбой предоставить землю в аренду под «экспериментальное экологическое поселение».
«Город солнца» (или «Обитель рассвета»), а по документам — поселение Тиберкуль, появился в 1995 году. В центре участка — гора Сухая. На ней построены дома для самого Виссариона и его ближних последователей. Рядом с ними разрешено жить не всем. В прежние времена в общину входили, передавая (исключительно добровольно!) все имеющиеся деньги. Многие люди рассказывали, что продали квартиру и прочее имущество на прежнем месте жительства (тем самым отрезав себя от возможности вернуться) и приезжали на Тиберкуль. Но получить жилье в поселении, приближенном к Учителю (как называют Виссариона последователи), удавалось далеко не всем. Чаще люди селились в Петропавловке и Черемшанке, а также других близлежащих поселках.

По данным самой общины, в лучшие годы в ней было более 15 поселений, в которых проживало более 5 тыс. последователей веры. Каждый член общины выплачивал «десятину» на содержание самой церкви и ее руководителей.
Последователи «Церкви последнего завета» практиковали вегетарианство. В первые годы внутри общины были распространены методички с описанием того, как питается «учитель», чтобы можно было следовать за ним, пишет Александр Дворкин. Что там есть: питание два раза в день, фрукты и овощи без ограничений, каши на воде и без масла, бобовые. Полное отсутствие сахара и даже меда. Исключения только для детей и беременных женщин, которым можно выбирать пищу самим.
Двоеженство, наемные убийцы и бархатный зонтик УчителяБыли в общине запреты на медицину, которые теперь не действуют. Претерпели изменения и подходы к образованию. Сейчас в поселениях виссарионовцев есть частные школы, а также новая государственная школа в Петропавловке.
«Главная ценность человека — умение творить, творить своими руками, голосом, танцем. Человек для этого и был рожден, чтобы преобразовать окружающий мир материи, раскрашивая этот мир в удивительные краски нашей души. Дети заслуживают лучшего будущего, это надо открыто признать и к этому приложить все свои усилия!», — говорят последователи Виссариона.
Постепенно жизнь общины стала менее закрытой. В «Город солнца» начали возить экскурсии, а сами виссарионовцы активно занялись коммерцией, например, ремесленники принимали участие в различных программах благоустройства — вспомните хотя был Универсиаду.
Уголовное дело и приговор
Кризис «Города Солнца» случился в сентябре 2020 года, когда туда нагрянули силовики. Они задержали Сергея «Виссариона» Торопа и его ближайших соратников Вадима Редькина и Владимира Ведерникова. Их обвинили в совершении преступлений, направленных против порядка создания и деятельности религиозных организаций, посягающих на личность и права граждан, посредством применения к ним насилия и оказания психологического воздействия, повлекшее причинение вреда здоровью потерпевшим различной степени тяжести (ч. 1 ст. 239 УК РФ, пп. «а», «б» ч. 3 ст. 111 УК РФ, п. «г» ч. 2 ст. 112 УК РФ). Владимир Ведерников дополнительно к этому являлся фигурантом уголовного дела о мошенничестве в особо крупном размере.
Показания во время следствия и длинного судебного процесса дали бывшие последователи, которые обвиняли бывших руководителей «Церкви последнего завета» в применении психологического насилия, что затем спровоцировало психические расстройства.
Всего в окончательном списке потерпевших 23 человека — 16 причинен моральный вред, в 6 случаях зафиксирован тяжкий вред здоровью, еще в одном — средней тяжести.
Сергей Тороп (Виссарион) получил наказание в виде 12 лет колонии строгого режима. Его сторонники, Владимир Ведерников и Вадим Редькин, приговорены к 12 и 11 годам соответственно. Дополнительно к этому, суд удовлетворил гражданские иски потерпевших, а также иск прокуратуры Новосибирской области в интересах Российской Федерации судом удовлетворены на общую сумму свыше 45 млн рублей.
Защита утверждает, что суд проигнорировал все собранные доводы — от прошедших сроков давности до изменившихся критериев вреда здоровью. Адвокаты уже готовят документы для того, чтобы обжаловать приговор и обещают дойти до Верховного и Конституционного судов РФ.
История взлета и падения Сергея Торопа и его ближайших сподвижников даст еще много поводов для написания новостей. Важнее другое — что будет с их последователями? Официально «Церковь последнего завета» распущена, религиозные постройки снесены. Но остаются люди, которые пришли в Курагинский район за мечтой и остались там, возродив умирающие деревни. Именно за них недавно заступился Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов. Во время своего доклада в Законодательном Собрании он призвал дать этим людям возможность спокойно жить и работать, но введя это общество в определенные государством рамки.
Использованы материалы сайтов общины Виссариона и «Последний завет», а также книги Александра Дворкина.

