Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Right here, right Нау

Right here, right Нау

31.03.2009
13

«НауБум» вчера в Театре Оперы и Балета оставил довольно приятные впечатления — хотя далеко не всё, на мой взгляд, было стопроцентно удачным. Но в любом случае — это, кажется, была почти уникальная возможность услышать все эти песни живьём. Не исключено, что другой уже не будет вовсе.

Я, честно говоря, когда прочитал про то, что Бутусов с «Ю-Питером» собираются для этого турне возродить многие песни «Нау», не исполнявшиеся лет примерно тыщу, даже грешным делом думал перед концертом попереслушивать их старые пластинки, все эти «Ни кому ни кабельность», «Разлука» и так далее (но не сложилось по разным причинам). Просто моё знакомство с творчеством «Наутилуса» — как мне самому казалось до концерта — всегда было на уровне такой школьной кассеты с любимыми песнями, ходящей по рукам классе в десятом. (Это год примерно 94-й, когда «Титаник» как раз вышел, а клипы на «Прогулки по воде» и «На берегу безымянной реки» активно крутили в ящике). На концерте, правда, выяснилось, что «Ю-Питер» как раз и работает в таком формате сборника. Не было НИ ОДНОЙ песни, которую бы я не узнал, а к некоторым, как оказалось, я вообще помню слова все до одного (что было для меня поводом для величайшего изумления — когда я в последний раз вообще слушал «Наутилус», и не вспомню даже).

Наименее очевидные для меня вещи, которые были вчера сыграны — это, наверное, «Доктор твоего тела» и «Падший ангел». Начали они, кстати, почти гениально — с «Бриллиантовых дорог», одновременно неочевидно и точно подобрано. Бутусов на сцене стоял дальше всех от публики, на фоне огромного экрана, на котором демонстрировалось разное сопроводительное видео. Особенно здорово это выглядело, когда певца не подсвечивали прожектором — черная недвижимая фигура, вокруг которой светился яркими красками экран, смотрелась просто роскошно. Если бы его не подсвечивали вообще, было бы, наверное, ещё лучше и даже концептуальней как-то — что это не живой настоящий человек поёт все эти песни, а такая недвижимая тень из прошлого. (Ещё попросили отметить брутального басиста — отмечаю; басист был брутальный. Лена, привет ;-)) Само видео (именно из-за огромного экрана пришлось перенести концерт из «Че Гевары» в Оперный — который, кстати, был почти под завязку) носило в основном слишком уж иллюстративный характер — скажем, на «Крыльях» на экране показывали крылья, на «Звере» появлялся какой-то дракон, на «Воздухе» гнали голубое небо с облачками и так далее. Только раз изображение сработало в качестве отличного дополнительного момента — на «Тихих играх», когда на припеве по экрану полетели пряничные человечки и сахарные конфетки, было очень здорово.

«Ю-Питер», как и обещали, серьёзно переделали многие аранжировки старых песен. Каким-то вещам это пошло на пользу (напряженная версия «Тихих игр», прекрасные «Крылья», блистательный рокочущий диско-рок из «Титаника»), а каким-то нет (бейте меня ногами, православные, но любимые народом «Прогулки по воде» и «Я хочу быть с тобой» были сделаны вообще на уровне какого-то ресторанного караоке). И вот ещё что было занятно — к финалу концерта группа с явным удовольствием стала играть шумней, громче и опасней, и Бутусов в последних песнях даже пару раз сорвался с размеренного речитатива на бодрый крик. Такая форма была им страшно к лицу — «Ален Делон», к примеру, был практически роскошным. И мне не понять, по каким таким причинам они больше половины концерта стоически удерживались от этого, если у них так здорово получается. Тут, видимо, какая-то загадка, которую мне не постичь никогда.

Самое интересное, как это часто бывает, было припасено под занавес. Закончив (традиционным «Прощальным письмом», играть которое без саксофона, по-моему — преступление против песни), они вроде ушли, но потом вернулись, и сыграли в две гитары отменную версию «Шара цвета хаки». Потом ушли опять, и опять вернулись, уже все вместе, и сыграли вдруг «Звезду по имени Солнце». И вот тут, знаете, я впервые за этот концерт ощутил удивительную штуку. Именно на этой песне вдруг стало отчетливо ясно, какая это огромная и мощная штука — весь этот русский рок, которого у нас давно уже нет. Какая-то, извините, история, живая и огромная, зазвенела вдруг в этой каспаряновской гитаре. Казалось бы, что может быть банальней «Звезды по имени Солнце» — но, чёрт, сработало это просто на ура. Банальное — оно же часто одновременно и самое-самое известное и самое любимое.


С.М.

 

Рекомендуем почитать