Искренне позабавило замечание одного из читателей моего блога, что «после поездки в Мосвегас» вашему покорному слуге сорвало крышу. Что он хотел этим сказать, могу лишь догадываться. Меня же его замечание неожиданно натолкнуло на довольно грустные мысли.
Эх, прав, наверное, читатель — от таких путешествий и впрямь может сорвать крышу. Причем напрочь, окончательно и бесповоротно. После тех спектаклей, которые я увидела в Москве (не в Мосвегасе — что за моветон!) на «Золотой маске», восприятие театра уже не может быть таким, как прежде. Как сильно оно трансформируется и после поездок на другие театральные фестивали. Ибо сама столица, как нетрудно догадаться, тут ни при чем. Театров в ней много, театры там разные, и даже в лучших из них бывают не самые удачные постановки. Как и везде. А вот возможность увидеть наиболее интересные и неординарные спектакли, с передовыми режиссерскими поисками, лучшими актерскими работами — это как раз прерогатива фестивалей.
Конечно, Москве в этом смысле везет больше. Но и в других городах страны немало по-настоящему качественных театральных фестов. Из наиболее близких к нам — «Камерата» в Челябинске, «Золотой конек» в Тюмени, «Пространство режиссуры» в Перми, «Реальный театр» в Екатеринбурге, «Театр без границ» в Магнитогорске… Наконец, «Рождественский фестиваль» в Новосибирске, который проводится раз в два года (как раз будет в этом декабре). И по Сибири и Уралу это далеко не все.
А что же Красноярск? Увы, увы. Пока что похвастаться особо нечем. Разве что еще удается сохранять краевой смотр-конкурс. Но его в последние годы так упорно реформируют, что это не лучшим образом отражается на состоянии краевого феста. В недавнем прошлом устроители гнались за какой-то сомнительной столичностью. В нынешнем году споткнулись на ровном месте — на организации. Что будет в следующем, даже страшно предположить.
А в итоге имеем то, что имеем. Когда в городе не проходит серьезных фестивалей, и при этом он еще обделен и регулярным приездом театров-гастролеров, публика вынуждена довольствоваться тем, что есть. Хорошо, когда худрук театра — профессионал своего дела. И благо, таковые сегодня есть в трех театрах Красноярска — в драме, оперном и кукольном. Что же касается прочих… Остается только развести руками — доверчив и неискушен наш добрый зритель. Не сомневаюсь, что будь у него возможность видеть лучшее, не шел бы на такое убожество как «Оскар» в Красноярском музыкальном театре. Или туда же на, прости Господи, «Юнону и Авось» в постановке г-на Цехановского. А если и шел бы, то захватив с собой по старой доброй традиции гнилые помидоры. Дабы впредь неповадно было всяким профанам поганить театральные подмостки.
Елена Коновалова