Режиссер — Джим Микл
В ролях: Ник Амичи, Коннор Паоло, Даниэлль Харрис, Келли МакГилис
Продолжительность — 98 мин
Редкая птица в наших землях — малобюджетный хоррор из Канады. Пост-апокалиптический. Хмурый. Про вампиров. Звучит так, будто мы уже видели это тысячу раз — но «Земле вампиров» стоит дать шанс.
Поначалу и правда кажется, что нам известно абсолютно всё, что пытается предложить «Земля вампиров». Два человека, юноша по имени Мартин и мужчина, которого все называют просто «Мистер», неспешно едут сквозь развалившуюся Америку. У Мартина большие испуганные глаза, у Мистера проседь в бороде и микки-рурковский прищур, оба не расстаются с парой осиновых кольев. По пути им попадаются разные люди — то небольшие вооруженные общины, то двинутые на голову религиозные культы. Повсюду бродят вампиры — злые безмозглые твари, непонятно как заполонившие весь мир задолго до начальных титров; их надо убивать. Вот, собственно, и вся история.
Действительно, напоминает всё сразу — «Я — легенда», «28 дней спустя», «Зомбилэнд», «Дорога», «Носители», «Пастырь», ещё не менее дюжины других кинолент, перечислять которые нет смысла. Но «Земля вампиров» не то чтобы безмозгло повторяет за другими — скорее, она пытается найти в насквозь знакомых элементах ту историю, которая в конечном итоге окажется единственно важной.
Серьёзность и основательность, с которой эти никому не известные канадские мужики (а то, что это именно мужики, а не, скажем, парни или ребята, чувствуется моментально — под занавес выясняется, что кряжистый гражданин по фамилии Амичи, сыгравший Мистера, ещё и соавтор сценария) подходят к созданию своей версии вампирского кино, страшно подкупают. «Земля» — кино угрюмое, немногословное и удивительно несуетное.
Здесь нет ни одного лишнего движения, никаких лишних шуток или неуместных спецэффектов — только суровый медленный дрейф сквозь мир, отдавший концы. Люди бредут по проселочным дорогам или лесам, периодически убивают кого-то, кто выскакивает на них из темноты, иногда обмениваются парой слов, но в основном молчат. К группе кто-нибудь присоединяется, часто даже не называя имени, потом отпадает опять, по различным причинам. Когда прибегают вампиры — плохо, но всегда понятно, что делать; когда встречаются люди, нужно быть начеку вдвойне, потому что от них может прилететь что угодно.
За кадром тренькает скупое пианино, Мартин периодически бубнит текст рассказчика. В нём, как правило, только общие места, но, с одной стороны, каких высот мысли можно ждать от подростка, жёстко вброшенного судьбой в сумасшедший плотоядный мир, а с другой, в нём важней не слова, а та усталая, отрешенная интонация, с которой он их произносит. Эта интонация — вообще самое важное, что есть в «Земле вампиров». Именно она в конечном итоге превращает картину из неплохо придуманной и исполненной жанровой поделки в большое и важное кино.
Да, авторы фильма всю дорогу берут одну и ту же угрюмую ноту — но это та самая, нужная нота, и когда она звучит постоянно, это в конечном итоге даёт довольно мощный гипнотизирующий эффект. На середине хочется, чтобы эти люди всегда просто шли куда-то в кадре, и всё — когда «Земля» начинает играться с новыми чисто жанровыми элементами (в какой-то момент выясняется, что героев преследует неожиданно разумный вампир), это уже кажется лишним. Потому что самое главное — простая, но вечная история о том, как мальчик становится мужчиной, - оно уже отлично звучит безо всяких вампиров. «Земля вампиров» во многом напоминает главное оружие героев фильма — осиновый кол. Если вдуматься, нет ничего проще такого кола — но если знать, куда и как им тыкать, то нет и ничего эффективнее.
Вердикт Кочерыжкина — замечательный скромный хоррор из Канады — суровый, немногословный, гипнотизирующий, глубокий