С 1 января 2013 года обязательные взносы в Пенсионный фонд РФ для самозанятого населения увеличились вдвое. Индивидуальные предприниматели по всей стране негодуют и готовят обращения в правительство с просьбой пересмотреть решение об увеличении страховых взносов. Иначе придется сворачивать «лавочки», говорят они.
Массовый исход предпринимателей
Предпринимательские сообщества в панике – многие их члены сдают свидетельства и закрывают бизнес. По данным Федеральной налоговой службы, за декабрь-январь в России снялись с учета более 200 тысяч ИП. В «Опоре России» - главной предпринимательской организации страны – ситуацию называют катастрофичной. Организация выборочно опросила три сотни предпринимателей, и оказалось, что около 70% из них отказались от планов на развитие, а половина увольняет сотрудников и снижает зарплату.
Массовый исход предпринимателей из малого бизнеса начался незадолго до Нового года, когда стало известно, что с 1 января обязательные взносы для самозанятого населения в Пенсионный фонд вырастут в два раза – с 17 208 руб. до 35 665 руб. К 2015 году взносы увеличатся в три раза.
Повышение страховых взносов ударило, прежде всего, по представителям микробизнеса – владельцам павильонов, ларьков, рыночных палаток, мелких мастерских, а также по адвокатам и нотариусам, которые сейчас тоже приравнены к индивидуальным предпринимателям. Если раньше они ежемесячно отчисляли в Пенсионный фонд около 1,5 тыс. рублей, то теперь будут отчислять по 3 тысячи. Казалось бы, речь идет о несущественных по нынешним временам суммах, особенно, для бизнесменов. Однако в «Опоре России» говорят, что годовой доход россиян, занятых в микробизнесе, зачастую не превышает 150 тыс. рублей, и при нынешнем повышении страховых взносов выходит, что значительный процент заработанных денег они будут отдавать в Пенсионный фонд. Естественно, при таком раскладе у них нет заинтересованности в продолжении предпринимательской деятельности.
Кроме того, повышение страховых взносов произошло одновременно с запретом на продажу в нестационарных торговых объектах пива и табака – самых доходных товаров для ларечников. Это усугубило общее уныние в среде предпринимателей и их уверенность в том, что государство решило окончательно извести такой малый бизнес.
В предпринимательских сообществах говорят, что последние «новации» в сфере малого бизнеса уже привели к негативным социальным и экономическим последствиям – у населения остается все меньше возможностей и условий для самозанятости, люди прекращают предпринимательскую деятельность, и в перспективе сегмент микробизнеса может совсем исчезнуть.
Предприниматели уходят в «подполье»
В Красноярске массового сокращения числа ипэшников пока не наблюдается. Руководители местных бизнес-объединений говорят, что увеличение страховых взносов ощутят на себе разве что совсем мелкие предприниматели.
- Опрос среди участников нашего объединения показал, что предприниматели даже не заметили увеличения страховых выплат. Многие ИП у нас имеют миллионные обороты, поэтому рост пенсионных отчислений никак не может повлиять на их бизнес. Думаю, в Красноярске мало найдется индивидуальных предпринимателей, для кого эти затраты будут ощутимыми. Может быть, для тех, кто стоит и торгует на рынке. Другое дело – предприниматели из совсем небольших городов и поселков. Их заработок составляет 100-150 тысяч рублей в год, и 36 тысяч рублей пенсионных отчислений – для них весомая сумма. Ведь, помимо страховых взносов, они платят еще и налоги. С другой стороны, нужно понимать, что эти деньги у людей никто не отнимает – они идут им же в счет их будущей пенсии, - говорит директор департамента международного и межрегионального развития объединения предпринимателей «Сибирь без границ» Светлана Корчагина.
Однако директор по развитию «Союза промышленников и предпринимателей Красноярского края» Александр Лыткин отметил, что в малом бизнесе даже незначительное увеличение финансовой нагрузки воспринимается предпринимателями болезненно. Многие из них сейчас перейдут на нелегальное положение, уверен эксперт.
– Если раньше мы говорили о налете «теневизны» на малом бизнесе, то сейчас можно смело утверждать, что он все больше уходит в теневой сектор экономики. Его вынуждают к этому – налоговыми, страховыми поборами. И очередное повышение взносов в Пенсионный фонд приведет к тому, что качество бизнеса изменится – он станет еще более неформальным. Сейчас, когда повсеместно идет спад производства, нужно предоставить людям все возможности для самозанятости. У нас же, напротив, делают все, чтобы отвратить их от этого, - констатирует Лыткин.
Председатель правления общественной организации «Поддержка малого бизнеса» Александр Ворошилов заявил, что малый бизнес в прямом смысле слова загибается и повышение страховых взносов тут ни при чем. – Взносы в Пенсионный фонд для предпринимателей вряд ли имеют важное значение. Сейчас ведь и налоги многие уже не платят, работают нелегально. По другому не получается – у нас в стране никто не знает, как нормально заниматься бизнесом. И с каждым годом ситуация ухудшается, люди из бизнеса уходят, а новых желающих заняться им все меньше и меньше, - подытоживает Ворошилов.
В настоящее время «Опора России» организовала на своем сайте сбор подписей в пользу пересмотра решения об увеличении страховых взносов. В организации надеются, что правительство прислушается к мнению предпринимателей и ставки взносов будут снижены.