Режиссер — Мукунда Майкл Дьюилл
В ролях: Пол Уокер, Наима МакЛин, Гис Де Вийер, Лейла Хайдариан, Тшепо Мазеко
Продолжительность — 85 мин
Южная Африка продолжает свой поход в мировое кино — для «Тачки 19» вот выписали в Йоханессбург целого Пола Уокера. «Форсажа», впрочем, не ждите — здесь происходит что-то куда более бесхитростное.
Не то чтобы «кино из Южной Африки» — совсем новая культурная концепция. Оттуда к нам уже пришёл целый Нил Блумкамп, там Клинт Иствуд снимал кино про Манделу и регби, туда ездили палить друг в друга Райан Рейнольдс и Дензел Вашингтон в «Коде доступа „Кейптаун“» . «Тачка 19» кажется ближе к последнему фильму, с поправкой на более скромные амбиции — это не размашистый голливудский боевик, пересаженный на красочную африканскую почву (и поставленный выписанным по случаю шведом), это маленький триллер с большим (как представляется его создателям) идейным козырем в рукаве.
В англоязычной кинопрессе для такого существует термин «high concept» — некая центральная идея, «фишка», которая диктует всё содержание. Типа — а давайте снимем фильм, в котором герой весь фильм лежит в гробу? Концепт «Тачки 19» — фильм, целиком снятый изнутри машины. То есть, внутри машины точка съёмки может меняться бесконечно, но пределы титульного транспортного средства камера покидает только раз, в самом финале. Задачка небезынтересная, и следить за тем, как режиссер-дебютант Дьюилл бьётся с накладываемыми его собственной задумкой ограничениями, в общем, любопытно. Но, также, как и Родриго Кортес со своим «Погребенным заживо» , он им в конечном итоге проигрывает, по той же самой причине — потому что концепт у него стоял впереди истории.
«Тачка 19» пытается выезжать за счёт самых стандартных жанровых приёмов. Честный парень со слегка некрасивым прошлым оказывается не в том месте не в то время и, поняв, что случайно оказался на пути у плохих людей, вместо того, чтобы отойти и жить дальше спокойно, решает поступить по совести, что существенно добавит ему неприятностей. При некоторой фантазии и из такого сюжета можно получить запоминающееся кино, но с фантазией у режиссера и сценариста Дьюилла туговато — абсолютно все сюжетные повороты, в которые входит «Тачка», отрабатывались в других, более ярких и эффектных фильмах. То есть, более-менее подкованный зритель раскусит весь сюжет «Тачки» от начала до конца в первые минут десять.
Спасением могла бы стать по-настоящему новая и яркая йоханессбургская фактура, если бы режиссер и сценарист Дьюилл изначально не связал себя по рукам и ногам собственным концептом — диковинный и адски контрастный африканский мегаполис приходится разглядывать исключительно через лобовое стекло. Снимай они абсолютно всё то же самое панорамно, за одно это фильму можно было бы накинуть целый балл — но увы. Зато немного выручает саундтрек — звучащая тут подборка южно-африканского рэпа представляет нешуточный интерес для пытливых культурологов.
Ну, да — ещё на фильме основательно развлекает мысль о том, что думают власти реального Йоханессбурга о том представлении города, что устраивают всему миру авторы «Тачки 19». Город тотальной коррупции, в котором коррумпированным копам ни капли не зазорно похитить не самую последнюю сотрудницу прокуратуры, а ни в чём не повинного американского туриста гоняют силами всей городской полиции — есть подозрение, что в мэрии сценарий Дьюилла не заверяли.
В конечном итоге «Тачка 19», пожалуй, наскребает на проходной жанровый балл — но как-то дежурно, без огонька, как троечник, пробубнивший вызубренный минимум знаний и в ответ на дополнительные вопросы способный только глупо моргать. Только и остаётся надеяться, что к следующему году возьмётся за ум и чуть-чуть подтянется.
Вердикт — проходной триллер, снятый в красивых местах, заслуживающих более пристального взгляда