Французский электронный дуэт Daft Punk не выпускал новой музыки восемь лет (если не считать «Трон: Наследие», а мы его считать не будем). Тем не менее, запуск их нового альбома «Random Access Memories» проходит при столь пристальном внимании всего мира, каким одаривают только настоящих суперзвёзд. Объяснить такую загогулину можно множество вещей — фотосессиями в вечных шлемах, выступлениями на фестивалях в пирамиде, совместными треками с Канье Уэстом, «Троном: Наследие», опять же.
Или по-настоящему грандиозной рекламной компанией новой пластинки. Daft Punk запускали на телевидение ролики с пятнадцатью секундами новой музыки, публиковали интервью с многочисленными соавторами, сделавшими с ними этот альбом (в том числе и с парнем, который привозил им пиццу), распаковывали тираж новой пластинки, сидя в своём космическом корабле, наконец, устроили вечеринку с презентацией альбома на агрокультурной выставке в городе Ви-Ва, Австралия (население — 2000 человек).
В общем, Тома Бангалтер и Ги-Мануэль Омем-Кристо всячески старались подчеркнуть, что их новая пластинка должна стать для нас настоящим Событием. «Random Access Memories» и правда чертовски амбициозная и, скажем так, неожиданная пластинка — настолько, что старым поклонникам группы, полагаю, потребуется некоторое приличное время, чтобы свыкнуться с тем, какая она получилась (или не свыкнуться вовсе, что тоже вариант). Не зря в названии фигурирует слово «memories», воспоминания — потому что на новом альбоме Daft Punk пересаживаются из своего космолёта в машину времени и отправляются в прошлое, туда, где царила та музыка, что когда-то свернула юным Бангалтеру и Омем-Кристо голову.
«Random Access Memories» — рок-опера в стиле диско, семьдесят четыре минуты двадцать четыре секунды безукоризненно исполненного ностальгического погружения в винтажный звук. Бархатный бит, звенящая диско-гитара, романтические ретро-синтезаторы — решив вернуться в прошлое, Daft Punk записали весь альбом по старинке, заменив проверенный набор сэмплеров и программ обширным ансамблем живых музыкантов. Этот нехитрый вроде бы манёвр обеспечивает всей пластинке едва уловимый ирреальный флёр — словно перед нами разворачивается не собственно музыка, а широкоэкранные воспоминания о ней.
Чтобы подчеркнуть это обращение к прошлому, Daft Punk заручаются поддержкой своих музыкальных героев. Продюсирует альбом Найл Роджерс из диско-титанов Chic. Первопроходец итало-диско Джорджио Мородер начитывает историю своего музыкального становления, пока Бангалтер и Омем-Кристо иллюстрируют его слова музыкой и накручивают вокруг него фантастический водоворот синтезаторов. Английский певец Пол Уильямс, оставшийся в культурной памяти человечества (но не Daft Punk) в основном не своими песнями, а главной ролью в причудливой музыкальной вампуке Брайана Де Пальмы «Призрак в раю», вольном ремейке «Призрака оперы», спроецированном на музыкальную сцену 70-х, солирует в эпическом центральном номере «Touch», пронзительной восьмиминутной прог-рок-зарисовке, исполненной в диско-звуке.
Не отстаёт, впрочем, и молодёжь — вокалист The Strokes Джулиан Касабланкас храбро прячется за вокодером в томительной «Instant Crush», Медведь Панда из Animal Collective ведёт в бой танцевальный гимн «Doin’ It Right», Фаррелл Уильямс дважды вступает в контакт с внутренним Принцем, в «Lose Yourself to Dance» и «Get Lucky». Но всё равно, даже при фейерверке именитых гостей «Random Access Memories» — шоу, придуманное и срежиссированное двумя гражданами, чьи лица скрываются за масками. Как маститые режиссеры, они сочинили концепцию, собрали команду и виртуозно воплотили в жизнь свою идею — да так ловко, что «Random Access Memories» за одну только первую неделю разошёлся большим тиражом, чем весь их альбом «Human After All». «Give Life Back to Music», верните музыке жизнь — так озаглавлена открывающая композиция этого размашистого и амбициозного альбома; и именно этим они всю пластинку и занимаются.