Режиссёр — Паскаль Шомей
В ролях: Пирс Броснан, Тони Коллетт, Имоджен Путс, Аарон Пол, Сэм Нилл, Розамунд Пайк
Продолжительность — 96 мин.
Даже на самом дне всегда есть проблеск надежды, хочет сообщить нам фильм «Долгое падение». Мысль, безусловно, хорошая, и временами даже полезная — вот только сообщает нам её фильм примерно на уровне открытки с воодушевляющими высказываниями. Если любите такие — вам сюда.
«Долгое падение» снято по книжке англичанина Ника Хорнби, автора литературных основ неплохих фильмов «Фанатик» и «Мой мальчик». Большой специалист по жизнеутверждающим историям из жизни обычных людей, Хорнби придумал сюжет про четырёх незадачливых самоубийц — бывший популярный телеведущий, тихая мать-одиночка, дочь крупного политика, и немногословный музыкант-неудачник — которые встречаются в новогоднюю ночь на одной и той же крыше. У каждого — свой ворох причин спрыгнуть с крыши; никто из них, однако, не готов позволить сделать это остальным. Так формируются первые ростки дружбы между четырьмя капитально запутавшимися в себе индивидуумами.
Хорнби разворачивал эту историю в меланхоличном, драматическом ключе — всех героев приводили на крышу обстоятельства разной степени беспросветности, и он с уважением относился к глубине депрессии своих героев; их путь к осознанию себя и обретению ощущения некоторой полноты собственной жизни был долгим, муторным и сложным. Фильм Паскаля Шомея же, режиссёра симпатичного французского «Сердцееда», пытается превратить эту историю в духоподъёмную комедию о том, что Всё Будет Хорошо. Даже если принять на веру сомнительный стартовый посыл экранизации — что когда на одной крыше сталкиваются четверо потенциальных самоубийц, и один другого спрашивает «Вы же недолго, да?», над этим можно и нужно смеяться — всё равно получается чрезвычайно поверхностно.
Занятно при этом, что эта поверхностность достигается достаточно сложносочинённым способом. Стараясь следовать структуре книжки, фильм совершает массу сюжетных движений (вроде истории с пристальным вниманием прессы к пакту четырёх самоубийц, среди которых опозоренная телезвезда и дочь крупной политической фигуры), но при этом регулярно сливает серьёзность последствий этих движений — то есть, каждый раз, когда перед героями возникает какое-то препятствие, вопрос его присутствия решается преимущественно способом из серии «затаиться и переждать».
Более того, в стремлении сделать своих героев симпатичными (а суицидальная депрессия — это, хоть ты тресни, всё-таки не очень симпатично), сценаристы «Падения» авторски обрабатывают напильником причины для такого шага для некоторых своих героев — в результате не замечая, что, добавляя героям симпатичности, они параллельно лишают их вразумительности. Кому легче сопереживать — опустившемуся до отчаяния герою с чёткой и понятной программой самоуничтожения, или симпатичному мямле, который даже не в состоянии толком объяснить, чего его понесло сбрасываться с крыши — вопрос открытый.
Такой механический подход к важнейшему душевному материалу собственной истории вообще свойственен фильму — в «Долгом падении» есть какая-то фундаментальная нечуткость, граничащая с самодовольством. Сочиняя комедию про людей, отважившихся на столь крайний шаг, как самоубийство, её авторы делают это примерно с той же слоновьей грацией, с которой в ответ на робкое признание близкого друга в том, что он подумывает свести счёты с жизнью, можно бодро хлопнуть его по плечу со словами вроде «Ха-ха, ну чего ты, старик, пойдём лучше выпьем, и всё пройдёт». Причём авторы, судя по всему, и сами искренне верят, что если выпить, желательно вместе — то точно пройдёт. Психологи мира аплодируют этому чудесному открытию стоя.
Вердикт — комедийная мелодрама про самоубийство, адски поверхностная и фатально нечуткая к глубинам психологических проблем