>
>
>
Фильм: «Холод в июле»

Фильм: «Холод в июле»

22.09.2014
4

Cold in July, США, 2014

Режиссёр — Джим Микл
В ролях: Майкл Си Холл, Сэм Шепард, Дон Джонсон, Ник Амичи, Винесса Шоу, Уайатт Рассел
Продолжительность — 116 мин.

Нуар американского юга — целая традиция в американской культуре, и в литературе, и в кино. «Холод в июле» — отличный пример этой традиции; даже если сам материал провисает, всегда можно довольно здорово выехать на антураже.

О том, что в Техасе летом бывает прохладно, нам вещает хороший американский мужчина Джим Микл, автор прекрасных независимых хорроров «Земля вампиров» и «Мы то, что мы есть». Хотя в самом жанре хоррора частенько бывает довольно суетно, Микл как раз из числа тех авторов, кто подходит к нему с подкупающей основательностью — так что и техасский нуар у него получается размеренным и неспешным.

При этом по плотности событий «Холод в июле» — кино более чем насыщенное. Маховик действия запускается в первой же сцене — там обычный техасский мужик, владелец багетной мастерской Ричард Дэйн (Холл) убивает незнакомца, вломившегося ночью к нему домой. Незнакомец оказывается преступником в розыске, у которого из семьи — только папа, который как раз недавно вышел из тюрьмы. Он, конечно, материализуется ещё через несколько минут в виде легенды американского кино Сэма Шепарда, который с недобрым лицом начинает говорить герою, что, мол, видел в газете вашу фотку, симпатичный у вас пацан растёт.

В основе «Холода» — роман американского писателя Джо Лэнсдэйла, невероятно плодовитого автора с чрезвычайно злобной фантазией (это его рассказ лежит в основе удивительного фильма «Бабба Хо-теп»). Более-менее стандартный заход фильма совершенно не готовит к тому, что произойдёт дальше — «Холод в июле» закладывает сначала один, а потом ещё один радикальный вираж, от чего его основное содержание меняется довольно кардинально. Траектория чертовски интересная, правда, отвлекаясь на новые развороты, фильм иногда забывает объяснить некоторые свои сюжетообразующие события. То есть, в истории тут присутствуют досадно заметные лакуны (что для того же Микла всё-таки шаг назад по сравнению с гармоничными «Мы то, что мы есть»), но вот рассказана она абсолютно правильно — неторопливо, лаконично, но в то же время уверенно и крепко.

Все важные решения тут принимаются в паузах — посмотрели, помолчали, пошли чистить ружья. Микл красиво и умело сгущает атмосферу, используя для этого всё, что есть под рукой, от насыщенных цветов предельно точно воссозданного типичного дизайна конца 80-х (с каким тщанием авторы фильма подошли к воссозданию своего временного периода, можно заметить по причёске главного героя, нелепой ровно на какую-то трудноуловимую малость) до стилизованного под Джона Карпентера тревожного синтезаторного музыкального сопровождения. Трио главных актёров красиво вписывается в предложенные им роли — Холл нервно поджимает губы, Шепард сурово молчит и хмурится, Джонсон откровенно веселится в роли техасского частного сыщика в огромном ярко-красном кабриолете (про этого парня я бы с удовольствием посмотрел ещё пару-тройку фильмов).

Фактура в фильме подобрана безупречно — когда понимаешь к финалу, что «Холод в июле», в общем, не сообщает ровным счётом ничего такого, о чём до него не рассуждали немногословные провинциальные нуары (справедливость в свои руки, кто, если не мы, воспитание мужчины с «кольтом» в руках, всё такое), это уже не так важно. Скромный работяга, увидевший вдруг за углом своей уютной реальности настоящее зло, уже не может просто вернуться домой — когда он молча приезжает к двум суровым мужикам, собирающимся в самурайский поход против окопавшегося в видеосалоне провинциального зла, и те молча принимают его в команду, хочется так же пойти за этими героями куда угодно. И вот эта угрюмая молчаливая убедительность — наверное, главное качество «Холода в июле», как и, в общем, всех фильмов Джима Микла. Хочется такого побольше.

Рекомендуем почитать