The Imitation Game, Великобритания/США, 2014
Режиссёр — Мортен Тильдум
В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Кира Найтли, Мэтью Гуд, Марк Стронг, Чарльз Дэнс, Рори Киннир, Мэтью Бирд
Продолжительность — 114 мин.
У «Игры в имитацию» — 8 номинаций на «Оскар»; меньше, чем у «Бёрдмена» и «Отеля „Гранд Будапешт“», но больше, чем у всех остальных. Действительно, исторические картины про непонятых гениев — традиционное любимое блюдо Академии; от того-то, видимо, отчаянно эту картину и перехвалившей.
Главный герой «Игры» — английский математик Алан Тьюринг, действительно выдающаяся личность, чья биография изобиловала живописными поворотами. Один из первопроходцев компьютеростроения, автор «теста Тьюринга», с помощью которого можно отличить искусственный интеллект от человеческого, он также принимал активное участие в расшифровке нацистского кода «Энигма» — а после войны попал под уголовное преследование по действовавшей в Великобритании до 1967 года статье за гомосексуализм и покончил собой, пострадав от последствий прописанной судом гормональной терапии. «Игра в имитацию» пытается вместить почти всё это в формат двухчасового ласкового байопика из серии «Жизнь замечательных людей» — при таком подходе многое из важного, понятное дело, приходится на бегу обрабатывать напильником.
Центральный сюжет фильма — события времён Второй мировой по взлому «Энигмы», поданные в режиме разумно захватывающего кабинетно-шпионского триллера; он дан затяжным флэшбеком обрамляющей его истории начала 50-х, когда ограбление квартиры Тьюринга в конечном итоге привело к его же обвинению по статье за гомосексуализм. Собственно, всю военную историю Тьюринг рассказывает на допросе излишне любопытному детективу, который не может поверить своим ушам — историю о взломе «Энигмы» рассекретили только через полвека после войны. Ещё есть периодические путешествия в юность Тьюринга в школе для мальчиков, где он впервые встретился с большим настоящим чувством к шифрованию и собрату по полу. Норвежец Тильдум, повышенный до международных постановок по следам залихватских «Охотников за головами», прилежно переключает временные пласты по сигнальным репликам и поддаёт каждой части истории нужного — в триллере про гонку против времени напряжения, в истории про первую любовь и гонения за ориентацию драмы.
Получается, ну — как-то даже слишком ладно. Тильдум, словно стремясь ко всё большей наглядности, постоянно додавливает и разжёвывает. Скажем, когда герои говорят о том, как много поставлено на карту в их работе над кодом «Энигмы», включает монтаж военных хроник с участием Гитлера и запись знаменитой речи Георга IV за кадром; проходная реплика одного из героев о характере Тьюринга, работающая в контексте скорее шуточкой, немедленно включает обстоятельный флэшбек в его прошлое, подробно на эту реплику отвечающий.
При этаком стремлении к буквальности сценарий «Игры», как выясняется при дальнейшем изучении вопроса, регулярно себе подыгрывает и переписывает историю в угоду большей драматичности фильма. Скажем, коллизия с советским шпионом действительно имелась, но разворачивалась вовсе не в группе Тьюринга — англичане уже оценили предложение фильма считать Тьюринга, по сути, военным предателем за покрывание шпиона, поскольку к таким вещам на тот момент относились предельно серьёзно. Персонаж Киры Найтли тоже существовал в реальности немножечко иначе — фильм его выводит в первую очередь рифмой к самому Тьюрингу как человеку, которому приходится ещё с удвоенными усилиями пробивать себе дорогу в силу своей инаковости, и хотя сама идея показать такое достойна, на деле Джоан Кларк была далеко не единственной женщиной, корпевшей в Блетчли-парк над нацистскими кодами.
То есть, берясь за по-настоящему удивительную и значимую реальную историю, «Игра в имитацию» принимается с ней юлить в угоду собственным представлениям о том, что могло бы дать ей возможность посильнее надавать на эмоции зрителя. Это не особенно благородный подход — и по отношению к реальным героям этой истории, и к собственным актёрам, бросающимся в свои роли не менее героически. Благодаря «Холмсу» Камбербэтч, конечно, практически застолбил за собой нишу гениев с поведенческими причудами — что, впрочем, совершенно не умаляет удовольствия от наблюдения за очередным его подобным перевоплощением. Найтли тоже работает заметно лучше привычного — да и Стронг, и Гуд, и Дэнс в менее значимых ролях производят отличное впечатление. Все эти люди, и их реальные прототипы, и мы с вами заслужили кино более тонкое, умное и выразительное, чем «Игра в имитацию». Но есть у нас, увы, только она.
Вердикт — военно-исторический драматический триллер про реальное закулисье Второй Мировой — интересный, но основательно недоделанный