![](/images/2015/sep/17/2323.jpg)
Расскажите о себе — где родились, где учились, кем работали?
Мне 26 лет, я родился в Джакарте, столице Индонезии. После школы в 2007 году я поступил в сельскохозяйственный университет в Богоре и проучился там почти 5 лет — до 2012 года.
После окончания вуза устроился в аграрную компанию, занимался научными исследованиями на ферме, которая находилась на острове. Там я прожил 2 года, изучал растение под названием сорго — злаковое, похоже на кукурузу. В России его почти не знают, но в мире оно очень популярно. Мы в лаборатории выясняли, какие его виды лучше всего подходят для производства биотоплива.
Что стало главной причиной переезда в Красноярск? Трудно ли было решиться?
В 2014 году я решил, что хочу получить новый опыт и знания. Я хотел заниматься исследованиями леса, и я знал, что Россия — это страна с наибольшей площадью лесов в мире. 20% всех лесов мира растут здесь! Поэтому мне очень хотелось побывать в этой стране.
Я начал искать программы обучения в российских вузах, подал заявление на сайте министерства образования Индонезии. Оказалось, что есть крупная российская программа, благодаря которой иностранные студенты, в том числе и из Индонезии, могут бесплатно получать образование в России.
Почему выбрали именно Красноярск?
![](/content/doc/cache/0572/385/100x100.jpg)
По итогам конкурса меня вызвали на интервью в Джакарту, после которого предложили выбрать из 6 российских вузов, где бы я хотел учиться. Я выбрал два вуза — в Петрозаводске и в Красноярске. Я знал, что больше всего леса в России растет в Сибири и на северо-западе страны, поэтому и хотел учиться где-нибудь поблизости (смеется). Ну а потом кураторы программы решили отправить меня в Красноярск, в Сибирский государственный технологический университет.
В сентябре 2014 года я приехал в Красноярск. По условиям программы первый год я должен был учить русский язык, чтобы потом заниматься в университете с русскими студентами. Так что до этой весны я учил только язык. А с сентября уже хожу на обычные лекции.
Чего боялись больше всего, когда принимали решение о переезде? Оправдались ли опасения?
Многие в Индонезии ничего не знают о России, думают, что здесь до сих коммунизм. Еще родители боялись, что я здесь замерзну — я тоже боялся, кстати. Климат в Индонезии тропический, это значит круглый год +25..+30 C°.
Больше ничего не боялся — я привык жить в самых разных условиях, так что страшно не было!
Три самых больших различия между Красноярском и вашим родным городом?
Еда. Здешняя пища мне кажется безвкусной — совсем мало в ней специй. Дома блюда острые, а здесь нет. Летом я летал домой — привез с собой разных специй, буду везде добавлять.
![](/content/doc/cache/0565/816/100x100.jpg)
Понравился плов! Это русская кухня? Советская? Борщ тоже хороший. Уху пока не пробовал. Окрошка совсем не понравилась! Квас сам по себе вкусный, но зачем его мешать еще с чем-то — не понимаю!
Еще я заметил, что отличаются преподаватели — здесь они более терпеливые. Хотя, может быть, они просто привыкли, что иностранные студенты не сразу все понимают (смеется).
Вообще, мне нравится здесь учиться. Первый год в нашей группе было всего около 10-15 студентов из разных стран, мы учились в СФУ. Из Индонезии я один в Красноярске, остальные 125 студентов из моей страны учатся в других городах России. Весной я успешно сдал экзамен по русскому языку. Теперь хожу на лекции в СибГТУ, учусь в магистратуре по специальности «Лесное дело».
Любят ли красноярцы иностранцев? Сталкивались ли с проявлениями межнациональной нетерпимости?
Нет, такого не замечал. Мне кажется, что красноярцы нормально относятся к иностранцам, не желают им зла. Я подружился со многими русскими студентами, они хорошие ребята.
Трудно ли было найти жилье в Красноярске? Устраивают ли бытовые условия и арендная плата?
Первый год я жил в общежитии СФУ в комнате со студентом из Бангладеша — очень нравилось. Сейчас живу на ул. Марковского, в общежитии СибГТУ — чуть похуже, потому что старый дом, но в целом — нормально. Живу пока один, может быть, кого-то подселят.
Самая большая проблема на новом месте? К чему до сих пор не смогли привыкнуть?
Первое время было очень тяжело здесь совсем одному. Русского языка я не знал, знакомых не было, поговорить было не с кем. Долго его учил — очень сложный язык. Самое трудное — падежи, окончания.
Индонезийский намного проще — не надо менять слова каждый раз, прибавлять к ним буквы. У нас даже нет мужского и женского рода, нет глаголов, прошедшего и будущего времени... И учить наш язык легко — три месяца, и любой иностранец уже может говорить так, чтобы его понимали. С русским так не получится! Полгода-год, не меньше.
Ну и погода, конечно. Приехал осенью, сразу купил шапку и куртку, но все равно было холодно. Очень мёрз зимой, и потом удивлялся, когда все говорили, что «эта зима была тёплая!».
Но я занимаюсь спортом — играю с друзьями в футбол и бадминтон. Уже сходил на «Столбы», съездил в Дивногорск, побывал на Красноярской ГЭС. Очень хочу съездить в Норильск — это что-то удивительное для меня, не представляю, как там люди живут.
На 9 мая в этом году я ездил в Москву, встречался с другими индонезийцами, которые учатся по всей России. Мы гуляли по городу, смотрели, как празднуют День Победы, было очень здорово!
Покидая родную страну, с чем/кем было тяжелее всего расставаться?
Тяжело было оставлять родителей — они живут в деревне, там нет интернета, даже не поговоришь по скайпу. Очень скучаю. Летом ездил на три недели домой — очень хотелось остаться. Тем более, что в следующем году, может, уже не получится слетать домой — государство оплатило мне только первый раз дорогу. Все остальные перелеты — за мой счет, а билеты очень дорогие. Да и к тому же следующим летом могут быть занятия на каникулах, так что не будет времени.
Но учиться в Красноярске мне всего два года, так что я потерплю.
Экономика вашей жизни в Красноярске: больше/меньше зарплата, больше/меньше траты. Стало легче жить в плане денег?
Когда я работал в Индонезии на аграрную компанию, то зарабатывал примерно 35 тыс. рублей в месяц в пересчете на ваши деньги. Не знаю, смог бы я здесь после окончания вуза найти такую работу с такой зарплатой.
Я думаю, что жить в Индонезии легче, чем в России — там получается все дешевле.
![](/content/doc/cache/0650/066/100x100.jpg)
Жильё здесь дорогое. К примеру, здесь самая плохая 1-комнатная — это минимум 10 тыс. рублей в месяц. А в Джакарте можно снять целый дом за 6 млн. рупий (~30 тыс. рублей) в ГОД.
Продукты и товары там тоже подешевле. Фрукты лучше качеством. Здесь мне очень не хватает морепродуктов — в Индонезии мы едим их каждый день. И в Красноярске рыба не свежая, а мороженая.
Зато транспорт здесь лучше — автобусов много, на всех хватает. В Индонезии очень много желающих им воспользоваться, большие очереди на остановках, давка. Поэтому многие ездят на мопедах. А стоимость проезда в общественном транспорте примерно одинаковая.
Власти Индонезии обещали мне платить стипендию, жду, скоро должны перечислить. Есть и российская стипендия, но совсем маленькая. Но за два года работы дома я сумел накопить кое-что, так что, думаю, мне на время учебы в России хватит на жизнь (смеется).
Сколько вы уже живете в Красноярске? Мечтаете вернуться на родину?
Живу с прошлого года. Я пока не знаю, что буду делать после окончания учебы. Мне придется в любом случае вернуться домой, так как закончится виза. Но если бы я нашел здесь работу — с удовольствием бы остался! Я бы хотел работать в лесной промышленности, заниматься исследованиями.
Какой бы Вы дали совет иностранцам, собирающимся сейчас переехать жить в Сибирь?
Учите язык — это самое главное.
Интернет-газета Newslab.ru