Не то чтобы перед нами было совсем плохое кино — нет-нет, ни в коем случае. Это стильный и атмосферный международный шпионский боевик — совершенно выдающимся образом снятый, да и в целом выполненный чрезвычайно изящно. Его главные проблемы, в общем-то, лежат даже не в нём самом — ему просто категорически не повезло с наследственностью и тем контекстом, в который она его неумолимо загоняет.
Режиссёр: Сэм Мендес
В ролях: Дэниэл Крейг, Кристоф Вальтц, Леа Сейду, Моника Белуччи, Рэйф Файенс, Наоми Харрис, Бен Уишоу, Рори Кокрейн, Дэйв Батиста
Продолжительность — 148 мин.
Четвертый фильм крейговской эры и второй с Сэмом Мендесом в режиссёрском кресле, первым человеком с 1989 года, делающим больше одного фильма подряд (после Джона Глена, поставившего сразу пять «Бондов» с Роджером Муром), «Спектр» вынужден принимать слишком уж сложную подачу. Все три его предшественника так или иначе танцевали вокруг сложившегося за десятилетия бондовского канона — ломали его, переделывали под себя и новые времена, спаивали с традицией по новой, в общем, веселились, как могли. Правда, все эти игры благополучно закончились к финалу «Скайфолла», и «Спектру» в этих условиях осталась одна забава — продолжение работы, рутина, business as usual, обычные, стало быть, дела.
Вот «Спектр» и выглядит несколько, гм, обычно. Перезагрузка закончена, все фигуры на своих местах — новый М хмурится и отчитывает за безрассудство, но в нужный момент прикроет подчинённому спину, Кью закатывает глаза и немного шутит; за Манипенни хоть можно порадоваться, что у девушки есть жизнь и за пределами работы.
Новые загадки, новые женщины, новые злодеи — есть в «Спектре» какая-то монотонная дежурность, из когтей которой его не могут вырвать ни попытки сценария укоренить новое дело в самых интимных уголках бондовского прошлого, ни даже контрабандой протащенная Мендесом в шпионский боевик семейная драма о трагедии вынужденного сиротства и преодолении его последствий, на которое, бывает, не хватает и целой жизни.
Возможно, этакая дежурность возникает от того, что в «Спектре» все два с половиной часа приходится наблюдать за тем, как авторы раз за разом сворачивают на развилках собственного сюжета в менее интересном направлении. В чересчур коротком римском рандеву с Моникой Белуччи в разы больше электричества, чем в основной истории с героиней Леи Сейду. Случайные проходные шуточки — спасительный диван, танжерская мышка под дулом пистолета — оказываются намного живее одновременно излишне запутанного и недостаточно осмысленного центрального заговора.
Злодей, вокруг которого первую половину фильма изо всех сил нагнетается мистический туман, остроумно укоренён в прошлом одновременно Бонда героя фильма и Бонда героя вообще — но при ритуально откладываемой личной встрече оказывается довольно скучным типом с решительно невнятными мотивировками, которого не в состоянии спасти даже Кристоф Вальтц.
Торжественно представляемый публике гигант-убийца с интересным маникюром во всех остальных сценах остаётся ходячим бревном без свойств и с одной-единственной репликой.
Да и постоянная попытка подчеркнуть, что именно сегодняшняя тайная организация стояла за тёмными делами всех предыдущих серий, в конечном итоге начинает смотреться глуповато — и за счёт того, что ретроспективно обнуляет достижения Бонда в предыдущих сериях, и потому, что похожий манёвр уже вообще-то применялся при переходе от «Казино» к «Кванту»; сколько их там ещё, хочется спросить, могущественных подпольных организаций, способных влиять на мировую политику, и вложенных, как матрёшка, одна в другую?
Дело даже не в фантазиях на тему того, что могло бы быть в «Спектре» — дело в том, что фантазировать особо не нужно, оно уже БЫЛО, с этими же людьми, с этим же общим подходом, с этим же героем. То есть, будь «Спектр» первым фильмом Мендеса, после «Кванта» он был бы явным улучшением, движением в нужном направлении, пусть и не то чтобы до конца уверенным. После «Скайфолл» же — нет, не то. Не крутое пике в посредственность, но и не уверенный шаг в безбрежное небо — так, топтание на месте.
Вердикт: очень красивый и очень посредственный Бонд