Я попала в эту среду несколько лет назад. Наткнулась на улице на собаку с щенками, связалась с зоозащитниками. Мы начали общаться, пока щенков пристраивали — втянулась. Потом были другие животные, всем нужна была помощь, и я была готова ее оказывать. Брала животных на передержку, лечила, искала новых хозяев. Сейчас я вышла из всего этого. Потому что внутри слишком много грязи.
Как все устроено
Есть волонтеры, какой была я. Это бесплатные рабочие, если можно так сказать. Волонтеры обычно не привязаны к какой-то конкретной зоозащитной организации. Над волонтерами стоят кураторы. Они координируют действия, распределяют деньги, следят за животными, которых спасают, и т.д. Есть «передержки» — это люди, которые временно содержат у себя этих животных, пока их не пристроят. «Передержкам» выделяют определенную сумму на каждое животное в месяц.
В идеале схема такая: находится бездомное животное, обследуется в ветклинике, при необходимости лечится, отправляется на передержку и отдается в добрые руки. Но на лечение и содержание нужны деньги, и это всё меняет.
О деньгах
Деньги — это в основном пожертвования. Ну и взносы волонтеров. Средства получает куратор. И здесь начинается самое интересное. Между кураторами идет постоянная вражда из-за того, кому больше пожертвований приходит. Они считают деньги других кураторов, кто на что тратит, сколько стоит корм, лекарства, и грызутся по этому поводу.
Также вражда идет из-за животных: собака с трагической судьбой, спасенная от смерти, соберет гораздо больше денег, чем обычная здоровая уличная псина. Животное обязательно должно быть жертвой живодеров, всю жизнь страдать и болеть какой-нибудь страшной болезнью. Одна такая больная собака может за неделю собрать несколько десятков тысяч рублей, особенно если это жалобного вида щенок. Чем больше поступит на него пожертвований, тем больше денег можно будет незаметно взять себе.
Любой приют — это серьезный бизнес, где крутятся большие деньги. Не знаю, какие там схемы, поэтому скажу только про то, с чем сталкивалась лично — с лечением животных. Ветеринарные клиники зарабатывают на лечении бездомных животных очень хорошо. В итоге ведь любое больное животное попадает к ним, а врачи берутся лечить самые запущенные варианты, даже когда, я уверена, точно знают, что животное не спасти.
Счета в клиниках выставляются на десятки тысяч рублей. Некоторые клиники сотрудничают со всеми зоозащитными организациями Красноярска, охотно «лечат» в долг, потому что зоозащитники обеспечивают их постоянным потоком «клиентов». Я помню случаи, когда мы спасали собак от рака, собаки умирали, а мы в группах потом еще долго собирали деньги, чтобы оплатить долги перед клиникой. И сейчас такое происходит тоже, достаточно зайти в группы зоозащитников в соцсетях.
Об эвтаназии
Это очень тонкая грань. Нужно принять решение — безболезненно убить или оставить мучиться и умирать. Зоозащитники всегда выступают против усыпления. Ведь в клиниках им говорят, что животное можно спасти (за деньги, естественно), дают надежду — «не сдавайтесь, всегда есть шанс, давайте лечить!». Да, мне очень жалко этих животных. Но иногда единственное, что можно сделать — это избавить от страданий. На этот шаг никто никогда не идет. Я понимаю, почему.
О «зоошизе»
Все держится на фанатиках. Волонтеры готовы помогать, но среди них есть отдельная категория помешанных именно на собаках. Такое ощущение, что это люди без личной жизни, всё своё время, силы и деньги тратящие на спасение собак. На передержке животные в основном находятся у них, причем целыми стаями. Эти люди наделяют собак человеческими чувствами, постоянно пишут жалостливые посты в соцсетях типа «Спасите, помогите, надежда только на вас!». Без них не было бы таких сборов денег.
Кураторы используют их как свиту в своих играх, настраивают одних против других. В общем, у каждого из них есть своя «собачья стая», которая делает всю грязную работу.
О новых хозяевах
Попробуйте взять собаку с передержки — очень удивитесь. У вас потребуют документы, завалят вопросами о личной жизни, жилье и зарплате — сможете ли обеспечить собачке нужные условия? Эти условия будут изложены в договоре на нескольких страницах: у собаки должна быть золотая миска, в ней корм не ниже премиум-класса, царские шелка вместо подстилки, будка из красного дерева и т.д.
Смешно, конечно, но ребенка усыновить проще, ей богу. Вдобавок волонтеры будут вправе приходить к вам домой в любое время дня и ночи без предупреждения, чтобы проверить собаку — а вдруг вы живодер?
Не переживайте, на самом деле животное вам скорее всего не отдадут. Причина может быть любой. Просто они настолько любят и привязываются к этим собакам и кошкам, что уже не могут оторвать их от себя. Дело не в деньгах, а в причудах этих зооматерей...
О бездомных животных
Есть два типа бездомных собак — «потеряшки» (или брошенные) и реально бездомные, которые родились и выросли на улице. Первых можно и нужно спасать, так как они рано или поздно погибнут. Они легко привыкают к новому хозяину. Вторых, я считаю, нельзя брать домой. Ну разве что только совсем щенков. Потому что это вторично одичавшие собаки, как отдельный вид. Они и с человеком жить не могут, и вне города и свалок тоже не выживают. Одичавшие почти не приучаются к жизни в квартире, к туалету, не дрессируются. В общем, это очень проблемные животные.
Кошек, я считаю, бездомных не бывает. Это такие животные, которые созданы для жизни с человеком. На улицах они долго не живут, умирают от холода, болезней, или их убивают те же бродячие собаки. Кошек нужно спасать однозначно.
Помогать или нет?
Мой совет: если помогаете деньгами, перечисляйте только хорошо известным вам организациям. Если это деньги на лечение, просите выписку из клиники, контакты врача. Да и лучше будет сразу заплатить в клинику, чем перечислять куратору.
Также можно помогать едой, вещами,. Если очень хочется, можете приехать в приют и спросить, что нужно сделать — там рук на самом деле очень не хватает.
Об эффективности
У нас, если можно так сказать, перепроизводство бездомных животных. Тех, которых подбирают с улицы и пристраивают — это лишь очень малая часть. Мне кажется, ситуацию исправило бы только строительство огромного приюта и отлов абсолютно всех беспризорных животных с улиц с последующей стерилизацией и раздачей в добрые руки. Сами понимаете, такое невозможно.
То, что делает зоозащита, никогда не избавит город от бродячих стай. Но люди делают доброе дело, чувствуют, что кому-то нужны. Так что пусть продолжают.
Беседовал Григорий Денисенко специально для интернет-газеты Newslab.ru