Город на Енисее
Я родился в Горьком (с 1991 года — Нижний Новгород) в 1948 году. Еще когда учился в школе, мама переехала в Дивногорск, и я вместе с ней. Окончил здесь 10 классов и сразу после школы пошел работать на Красноярскую ГЭС. В то время станция еще строилась — начался монтаж генераторов с первого по четвертый. Работал в организации «Спецгидроэнергомонтаж» — Братский участок; обычным слесарем в бригаде монтажников.
Как раз перед запуском второго гидроагрегата — 4 ноября 1967 года (важный запуск по советской традиции приурочили как раз ко Дню Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября), я получил повестку в армию. Служил в ракетных войсках в поселке Кедровом Красноярского края. Наш призыв как раз попал под армейскую реформу — срок службы с трех лет сократили до двух, и в декабре 1969 года я был демобилизован.
Уже в январе следующего года устроился снова на Красноярскую ГЭС — рабочим третьего разряда в электротехническую лабораторию, в группу ионного возбуждения. Там под руководством старших мастеров набирался опыта, которого у меня тогда совсем не было.
Мощность под контролем
Сама лаборатория состояла из разных технологических групп: автоматики, релейной защиты машинного зала, ОРУ-500 и ОРУ-220, высоковольтных испытаний, измерений и др. Та группа, в которой я работал, относилась к системной автоматике и управлению.
Если говорить простым языком, мы обслуживали (и до сих пор это делаем) оборудование, которое поддерживает и регулирует напряжение генератора ГЭС, а также реактивную мощность.
Сегодня на станции работает 12 генераторов. На каждом из них есть система возбуждения. Задача этой автоматики — обеспечить мощным током ротор генератора. Без этого электроэнергия просто не будет вырабатываться. Номинальная мощность гидрорагрегата — целых 500 мегаватт.
Бесценный опыт
В 1976 году сдал уже на шестой разряд, и с той поры по нему работаю. Электротехническая лаборатория, в которой я начинал трудовую деятельность, 25 лет назад была переименована в автоматическую систему управления и регулирования. Дело в том, что автоматика и системы обслуживания Красноярской ГЭС постоянно совершенствуются и обновляются. Возникла необходимость в новых специалистах — программистах, которые осуществляют общий контроль за системой управления станцией.
Сейчас оборудование отлажено, но для контроля за ним необходимо постоянно повышать профессиональный уровень, овладевать новыми знаниями — особенно, по части современных компьютерных технологий. Если посмотреть на современное оборудование, то оно превосходит старое — и по габаритам (не такое громоздкое), и по техническим возможностям.
Возвращаясь к вопросу об уровне профессионализма: в группе возбуждения помимо меня работает еще 5 человек. Самому молодому всего 23 года, остальным — около 30-40 лет. Если смотреть на уровень подготовки молодежи, то видно, что у них есть хорошее базовое образование, особенно — по части программирования и компьютерных технологий. Но на таком объекте как ГЭС не обойтись без изучения технических инструкций, изучения схем устройств — их нужно уметь читать и объяснять. Такие знания могут быть получены, что называется, только в «полевых условиях», на практике. И я прилагаю все усилия, чтобы помочь им в этом, делюсь опытом.
Верность делу
Часто слышу вопрос о том, как можно так долго работать на одном месте и при этом не «перегореть». В советские годы меня звали на работу на Колымскую ГЭС, но удержала любовь к Дивногорску, который стал для меня родным: люблю местную природу, Енисей, встретил здесь свою первую и единственную любовь. Еще я 10 лет профессионально занимался парусным спортом, у нас в городе был даже свой яхт-клуб.
Вообще, спортом я занимаюсь сколько себя помню: именно спорт всегда давал мне силы и энергию для работы. Помимо яхт, увлекался полиатлоном, выступал за коллектив Красноярской ГЭС, за город и край. Участвовал в спартакиадах энергетиков Красноярского края, ветеранов труда...
За год до зимних Игр в Сочи участвовал в дивногорском этапе эстафеты олимпийского огня. Передал факел в руки Алёне Сидько (красноярская лыжница, бронзовый призер Олимпиады-2006 в Турине — прим. Newslab), которая и зажгла чашу. Ну и, наконец, в феврале этого года участвовал в «Лыжне России». Конечно, уже не ради рекордов, а чтобы быть в тонусе и в отличном настроении.
К слову, за жизнь были варианты сменить и работу, и город, и даже страну. Невзирая на то, что на других производствах обещали зарплату больше раза в три, чем получал тогда на станции, я остался на Красноярской ГЭС, в Дивногорске. Наверное, потому что мне нравится предприятие и условия, город и его климат, нравится моя жизнь. Тем более, со временем отрасль гидроэнергетики у нас в стране поднялась, вновь стала значимой, и уже работники других предприятий смотрели на нас как на востребованных и успешных специалистов.
Спустя годы понимаю, что принял тогда верное решение остаться, и никогда о нем не жалел. Иногда даже шучу, что остаюсь верен родному предприятию, как и любимой жене (с ней вместе мы уже тоже 50 лет), — с пуска Красноярской ГЭС.
Беседовал Богдан Богданов специально для Newlsab,
фото из личного архива Николая Маслякова