В Красноярском крае необходимо обновить 1270 автобусов. Такую информацию озвучили представители Счетной палаты на заседании комитета по экономике и налоговой политике Законодательного Собрания региона.
Аудиторы проверяли деятельность «Краевого транспортного управления» за два предыдущих года. Эту организацию в 2015 году создало правительство края. Она занимается организацией автобусных перевозок по пригородным и межмуниципальным маршрутам, разработкой документов транспортного планирования, закупкой нового автотранспорта, ремонтом автовокзалов и прочими вопросами.
В обсуждении вопроса приняли участие депутаты парламента Андрей Гаюльский, Дмитрий Дмитриев, Юрий Захаринский, Алексей Туманин.
Указом президента РФ для достижения национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» к 2030 году предусмотрено обновление общественного транспорта в агломерациях и городах. Доля автопарка, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, должна быть не ниже 85 %. Краю надо обновить 1270 автобусов.
Сейчас в регионе работает более тысячи маршрутов, ежедневно на дороги выходят более 3 тыс. автобусов. Аудиторы отметили, что в Красноярской агломерации в начале этого года нормативному сроку эксплуатации соответствовало лишь 59,8 % автобусов. Среди 29 опорных населенных пунктов края наилучшее состояние общественного транспорта в Боготоле, Бородино, Дудинке, Балахте, Нижнем Ингаше, Хатанге, Шушенском, городах Кодинск и Иланский.
Еще одна проблема — кадры. Низкая заработная плата ведет к дефициту водителей категории «Д». На начало этого года в крае было открыто более 400 вакансий.
Проверка выявила, что действующая сейчас система закупок автобусов, которая предполагает максимальную цену контракта, не позволяет приобретать более экологичный и комфортный автотранспорт. Часть закупленного и переданного в муниципальные образования автопарка, например, в Енисейске и Ермаковском районе, простаивает и не выходит на маршруты. Есть претензии и нарушения при ремонте автовокзала в Минусинске.
Аудиторы предлагают переходить на другую форму транспортного обслуживания в крае — заключение брутто-контрактов, как в ряде других регионов страны. Также можно передавать автотранспорт в случае его простоя из одного муниципального образования в другие. С последним предложением министр транспорта Дмитрий Зотин согласился. Но про брутто-контракты пояснил, что в этом случае велик риск захода в край крупных перевозчиков из других регионов, местные же перевозчики могут пострадать.
Председатель комитета Егор Васильев отметил, что переход на систему брутто-контрактов позволит аккумулировать средства на обновление подвижного состава в одних руках.
«В общественном транспорте первична всегда услуга, которую получают жители края, а не бизнес. Крупные перевозчики имеют лучшую экономику, в силу их масштаба оказание одной услуги возможно дешевле, чем у маленькой компании. Понятно, что автобусы стареют, и не всегда у бюджета есть возможность выделять субсидии и приобретать транспорт в лизинг. Каждый год субсидию на эти цели придется отстаивать, выделят ли ее — будет зависеть от наполняемости краевого бюджета. Хочется выйти на сбалансированную систему, которая без постоянной подпитки работала бы достаточно качественно. Если мы понимаем, что у нас есть долгосрочная модель с более дешевой себестоимостью, то ее стоит использовать», — пояснил депутат.
Депутатам пообещали до конца года представить депутатам новую работающую модель транспортного обслуживания в крае.





