Главная
>
Статьи
>
«10000 лет до нашей эры» / «10000 B.C.»

«10000 лет до нашей эры» / «10000 B.C.»

13.03.2008
22
Режиссёр: Роланд Эммерих
В ролях: Стивен Стрейт, Камилла Белль, Клифф Кёртис, Джоэл Виргел, Мо Зинал
Продолжительность – 109 м



«10000 лет до нашей эры» / «10000 B.C.»

Зачем обычно люди ходят в кино к режиссеру Роланду Эммериху, автору таких художественных фильмов, как «Универсальный солдат», «Звездные врата», «День независимости», «Годзилла» и «Послезавтра»? Конечно, за грандиозным спектаклем. Чтобы было весело и громко, чтобы всё вокруг взрывалось или подвергалось каким-нибудь иным, ещё более ужасающим воздействиям, а бравые герои, один картоннее другого, храбро пробивались сквозь все гигантские неурядицы с гордо поднятой головой и попутно обменивались бы неуклюжими репликами о Смешном или Важном. И никто, никто не ходит к режиссеру Эммериху за правдой жизни, а также за исторический, технической, логической или драматической достоверностью.


«10000 лет до нашей эры» / «10000 B.C.»

Даже держа всё это в голове, следует признать – на фильме «10000 лет до нашей эры» отключать мозг следует непривычно основательно, даже по меркам Эммериховского творчества. Раньше в его фильмах присутствовал какой-то неотразимый элемент бесшабашного, по хорошему тупого веселья – заявляю это вам как человек, не способный оторваться от экрана телевизора всякий раз, когда там дают эммериховскую «Годзиллу», не самый уважаемый фильм на свете даже среди фанатов режиссера. Благодаря этому трудноуловимому качеству можно было без всяких вопросов скушать любое количество тупых диалогов и сюжетных натяжек, лишь бы они были подкреплены парочкой спецэффектов помощнее. В «10000 лет», однако, Эммерих как-то серьёзно переборщил с тупостью – и катастрофически не доложил веселья.


«10000 лет до нашей эры» / «10000 B.C.»

Отчасти, возможно, дело в том, что режиссер попытался всунуть в один не самый длинный фильм весь учебник истории сразу, отчего сюжет кажется придуманным каким-то не лишенным фантазии, но очень смутно разбирающимся в драматургии пятиклассником, насмотревшимся на ночь красивых картинок про древние цивилизации. В одном временном (и, судя по фильму, довольно близком географическом) пространстве фильма сосуществует огромное количество сюжетообразующих сторон, которые никак не получается увязать между собой. Есть тут и охотники на мамонтов с азиатской внешностью и дредами, обитающие в горах, и чернокожие земледельцы, проживающие в пустыне. На их поселения устраивают набеги непонятные варвары мусульманской внешности верхом на конях, забирая половину народа в рабство и необъяснимо оставляя вторую половину (как правило, самых крепких и дееспособных мужиков) дальше гулять на свободе. Варвары в свою очередь трудятся на расу высокоразвитых строителей гигантских пирамид, хамски пользующихся рабским трудом. Со стороны животного мира в «10000 лет» замечены мамонты, саблезубые тигры, и прожорливые птицы размером с доброго динозавра. Судя по сцене с нападением последних, кстати, Эммериху до сих пор, и через десять лет после выхода «Годзиллы», не даёт покоя фильм «Парк Юрского периода» - как и толпа мелких годзиллят в помещении нью-йоркского стадиона, местные прожорливые птички гоняются за своими жертвами по джунглям точь-в-точь, как спилберговские трицераптосы.


«10000 лет до нашей эры» / «10000 B.C.»

Но основная проблема с «10000 лет до нашей эры», наверное, всё же не в этой исторической мешанине, после которой некогда разруганный вашим покорным «Апокалипсис» Мела Гибсона начинает казаться серьёзным историческим трудом. И не в том необъяснимо самодовольном голосе закадрового рассказчика, который в перерывах между важными сценами вкратце пересказывает нам всё, что сейчас будет. Да и не в мерзенькой привычке Эммериха снимать практически все крупные и средние планы людей, разговоров и схваток в павильоне с дорисованными позже задниками – и это при наличии огромного выбора шикарных реальных природных условий, по-настоящему попадающих в кадр. Просто в этот раз создатель самых бесстыдно-зрелищных картин последних пятнадцати лет слишком уж сильно поверил в свои спецэффекты, и слишком уж беспечно махнул рукой на сценарий. Да, это здорово, когда мамонты прорисованы так, как здесь – не зря, в конце концов, вовлеченная в производство студия спецэффектов потратила на одних только них два года. И если бы почти два часа на экране были бы только мамонты – это было бы, наверное, чрезвычайно круто. Но их тут в сумме наберётся, наверное, минут на 15-20 – а вот то, что заполняет лакуны между их появлениями, не годится ни к черту. Даже чёртовы «Трансформеры» Майкла Бэя после «10000 лет» начинают казаться невероятно осмысленным и слаженным фильмом – так что в каком-то смысле Эммерих действительно совершил невозможное.

Вердикт Кочерыжкина – спецэффектный блокбастер самой раздражающей разновидности – скучный, глупый, не смешной и не захватывающий даже за счёт грандиозного спектакля.

Серж Кочерыжкин

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать