Главная
>
Статьи
>
«Дорога перемен»/ “Revolutionary Road”

«Дорога перемен»/ “Revolutionary Road”

30.01.2009
4

Режиссер — Сэм МендесДорога перемен
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Кейт Уинслет, Кэйти Бэйтс, Дэвид Харбор, Майкл Шеннон, Дилан Бэйкер
Продолжительность — 120 м

По настоящему значимых историй, как известно, не так уж много. Но хороший рассказчик всегда может повернуть любую самую затасканную историю немного неожиданной стороной. В том, что Сэм Мендес — рассказчик самого высокого класса, нам уже, в принципе, известно (см. «Красота по-американски», «Проклятый путь» и «Морпехи»); и в «Дороге перемен» он предлагает убедиться в этом ещё раз.

В «Дороге» он берётся, пожалуй, за самую расхожую свою историю. Он и она, идеальная семья, как с картинки — прекрасный домик за городом с лужайкой, идеальные шторы, идеальные дети; но за лакированным идиллическим фасадом, конечно же, скрывается нечто иное. Казалось бы, таких историй о семьях, затерянных навсегда в своей одноэтажной пригородной Америке, уже было рассказано вагон и маленькая тележка; отчасти и сам Мендес приложил к этому руку в «Красоте по-американски». Но Мендес, кажется, и не стремится сказать в «Дороге» какое-то новое слово; скорее, ему хочется взять старое, но проговорить его максимально доходчиво. Когда герои Ди Каприо и Уинслет где-то минуте на пятой срываются в первую из своих многочисленных ссор, и она кричит про то, что она в этом доме, как в ловушке, а он кричит в ответ, что это он на самом деле в ловушке кретинской работы, на которой приходится пахать, чтобы содержать и дом, и семью, немножко жмёшь плечами — зачем это они так сразу и так прямо в лоб? Но постепенно понимаешь, что в этом, собственно, и задумка режиссера — фильм размеренно и вроде бы неторопливо бьёт в одну и ту же точку, но действует в результате наподобие знаменитой китайской пытки с каплями воды, падающими на голову. То, что казалось пустяковым поначалу, постепенно всё больше и больше сводит с ума.

Но сила «Дороги», конечно, не только в том, как трагедия в ней аккумулируется будто бы сама собой, без видимых усилий и подвижек. Снова сведя в одном кадре Ди Каприо и Уинслет (видимо, специально заимствовав пару из одного из самых романтических фильмов последних лет, чтобы лишний раз подчеркнуть, что такое разрушение брака способно накрыть кого угодно), Мендес при помощи выдающегося оператора Роджера Дикинса решил, наконец, тот вопрос, ради которого Ди Каприо последние несколько лет не очень-то успешно экспериментировал с разной растительностью на лице — нашёл в его вечно мальчишеской физиономии и возраст, и усталое мужество. (Судя по всему, стареть лицом Лео будет довольно-таки феноменально). Более того, режиссеру всё же удалось рассказать вечную историю о любовной лодке, добитой не айсбергом, но бытом, кое-что новое. И вердикт его, по правде сказать, довольно-таки страшен — не сам по себе, а той бездной, что открывается за ним. Тихим и спокойным голосом, правильно подбирая слова, он говорит — быт тут совсем ни при чём, это не среда сожрала вас, таких красивых, начитанных, фотогеничных и выделяющихся на общем фоне, а ваша собственная внутренняя пустота. И выхода, собственно, никакого нет, и быть не может. Всё, что вам остаётся — это нелюбимая работа, нелепый адюльтер от случая к случаю, да всё тот же белоснежный домик на зелёной лужайке в качестве братской могилки для всех благих намерений и высоких устремлений, тихий уютный ад со шторками, идеально подобранными в тон дивану и креслам. И чёрт возьми — страшно завидуешь тем из зрителей, кто так и не найдёт ни одного повода узнать в героях «Дороги перемен» хоть немножечко от себя.

Вердикт Кочерыжкина — практически образцовая драма, аккуратно выстроенная на базе максимально знакомой истории.

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать