Режиссер — Роланд Эммерих
В ролях: Джон Кьюсак, Чивител Иджиофор, Аманда Пит, Оливер Платт, Дэнни Гловер, Тэнди Ньютон, Том МакКарти, Вуди Харрельсон
Продолжительность — 158 мин.
Когда большой художник встречается с идеальным для себя материалом, происходит взрыв. Попасть в его эпицентр — истинное зрительское счастье. То, как сносит голову образовавшая от такой творческой детонации взрывная волна, отчасти и есть то самое «оно», ради которого и стоит высиживать по полтора-два часа в темном зале с кучей незнакомых людей. «2012» — именно такой взрыв. Кто бы мог подумать.
Из всех любителей крупных форм (и их разрушения) Роланд Эммерих всегда был самым нестабильным. С другими его коллегами-технологами, как правило, было всегда понятно, чего от них ждать. Бэй навалится сверху всей дурью, Абрамс соберёт сложную блестящую конструкцию, идеальную, но безжизненную, Лукас нарисует всё-всё на компьютере и пустит на первый план человекообразные картонки. Эммериха же постоянно куда-то неприятно заносило. Он то не выдерживал ритма, как в «Послезавтра», то катастрофически перебарщивал с глупостью, как в «10000 лет до н.э.». И за этими завихрениями как-то стало забываться, что когда Эммерих в ударе, ему свойственно особое железобетонное обаяние, хамское, но совершенно неотразимое. Выстраивая немыслимые картины разрушения и ещё более невероятные сценарии спасения от него, безжалостно и неприкрыто манипулируя зрительскими эмоциями, он мог вдруг в самый немыслимый момент вздернуть бровь и отпустить какую-нибудь солдафонскую шуточку. От такого подмигивания перехватывало дух и свербило в голове, будто тебе прямо в мозг запускали тучу пузырьков из шампанского. Так вот — в фильме «2012» Роланд Эммерих делает это все два с половиной часа.
Понятно — материи киногеничней, чем конец света, ещё не придумали; и Эммерих отрабатывает свой счастливый билет на полную катушку. Страсть к разрушению мировых достопримечательностей, любовно пронесённая им сквозь года, в «2012» даёт самые обильные всходы. Речь тут идёт уже не о зданиях или городах — к финалу фильма на изначальном месте не остаются даже континенты. Уничтожая, в буквальном смысле слова, весь мир, Эммерих не забывает и о другой своей любимой игре — весь фильм он между строк беззлобно попинывает мировой порядок. Пока президента Америки накрывает авианосцем «Джон Кеннеди» прямо на рабочем месте, ключевые роли в спасении будущего человечества играют Россия, Китай и Африка.
Впрочем, центральная история в «2012», понятное дело, касается не этих геополитических шуточек, а самого обычного парня и его семьи. Чутье Эммериха не подводит и в этом аспекте. Путешествие семьи Кёртисов из съехавшей прямо в океан Калифорнии до накрываемых гигантским цунами Гималаев, он выстраивает как бесконечную череду фантастических побегов в самый последний момент. Но баланс между творящейся вокруг апокалиптической разрухой и будничной человечностью героев выдержан так ровно, что на манипулятивность и схематичность начинаешь закрывать глаза. Плюс это умение Эммериха вдруг, в наименее подходящий момент пошутить, здесь творит чудеса. Пока Лос-Анджелес разваливается на куски, две старушки волнуются, как бы не разбились яйца. В момент, когда остатки человечества могут сгинуть бесследно, дура-блондинка вдруг бросается спасать любимого пекинеса. Русский олигарх по фамилии Карпов… впрочем, нет, это лучше увидеть.
Всё это сделано так беспардонно, так бесстыдно, так восхитительно напоказ, что, действительно, только и остаётся, что вылупить глаза и радостно мычать. Потом это, разумеется, пройдёт. Задним числом и вспомнится вся механистичность, и вскроются сюжетные прорехи, и при дневном свете совсем по-другому заиграет та безжалостная мелодрама, что заполняет дырки между катастрофами. Но это потом. А пока «2012» грохочет перед тобой и вокруг тебя, ни одну из его ста пятидесяти восьми минут не отдашь никому.
Вердикт Кочерыжкина — идеальное воплощение развлечения под названием «блокбастер» — ерунда, если вдуматься, несусветная, но все два с половиной часа смотришь с открытым от радости ртом