Режиссер — Мишель Гондри
В ролях: Сет Роген, Джей Чоу, Кэмерон Диас, Кристоф Вальц, Том Уилкинсон, Эдвард Ферлонг
Продолжительность — 118 мин
Что ещё за «Зеленый шершень» — вопрос не такой уж безосновательный, если разобраться. В основе фильма — радио-сериал, начавшийся ещё в середине 30-х годов. Потом были фильмы, комиксы и телесериал с участием Брюса Ли, снятый с эфира в 1967 году. В общем, в поисках новых киногероев американское кино берётся сдувать пыль с совсем уж замшелых реликтов.
Другое дело, что рулить новым «Шершнем» поставили интересного француза Гондри, неутомимого изобретателя, великого мастера собирать красоты с помощью картонных фигурок и разноцветных карандашей, а заодно автора «Вечного сияния чистого разума», одного из прекраснейших фильмов на свете. Правда, как выясняется сейчас, спустя почти десять лет после «Сияния», оно оказало автору несколько дурную услугу. После него все дружно решили, что явился новый глубокий автор с тонким пониманием человеческой природы и необузданной фантазией.
Меж тем, его дальнейшая карьера показала, что ему скорее близки не изобретательные драмы, а красочные разноцветные глупости (Гондри, кстати, сам называет «Сияние» «претенциозным» и утверждает, что сейчас бы он такое кино ни за что не снял). Вот «Шершень» — как раз такая красочная разноцветная глупость; только ещё и сделанная миллионов где-то за сто двадцать.
В каком-то смысле «Шершень» исполняет довольно благородную миссию — он возвращает супергеройское кино в прошлое, туда, где во времена до «Железного человека» и «Тёмного рыцаря» (безо всяких претензий к обоим, разумеется) «кино по комиксу» означало не свинцовый трагизм и глубокую психологическую подоплёку, а безудержное, слегка бесноватое веселье от толпы хороших актёров. Примерно как в «Дике Трэйси» или, скажем, «Маске». Понятно, что в свете успехов всё тех же Фавро и Нолана, миссия эта немного суицидального толка, что подтверждают довольно убийственные критические рейтинги — но этот тот самый случай, когда безумству храбрых чего-нибудь спеть, в общем, не помешало бы.
Вместе с соавторами сценария Сетом Рогеном и Эваном Голдбергом (авторами «СуперПерцев» и «Ананасового экспресса») Гондри смотрит на супергеройский жанр с максимальной несерьёзностью. Главные герои — наследник печатной империи Бритт Рид (Роген) и его механик Като (Чоу) — два балбеса, придумавшие себе супергероя Зеленого Шершня в первую очередь потому, что больше им заняться особо нечем. Путь к праведности первого вообще начинается с того, что ему с утра приносят не такую чашку кофе, как было до этого всю жизнь. Когда дело принимает более-менее серьёзный оборот, мозгами их операции (сначала опосредованно, а потом напрямую) становится секретарша Рида (Диас), пусть и с дипломом по криминалистике. В противниках у них ходит криминальный авторитет с фамилией Чудновский (Вальц), главная проблема которого в том, что он с виду совсем не страшный.
К положенному супергеройскому кино по ГОСТу экшену на сто двадцать миллионов Гондри подходит со схожей почти мультяшной беспечностью. Каждые несколько минут на кого-нибудь из второстепенных злодеев шмякается что-нибудь огромное — бетономешалка, бульдозер, кусок обрушившейся эстакады. Самая детально проработанная драка случается у главных героев между собой — минут пять они друг другом методично разносят собственный дом. К финалу злодей от избытка комплексов переодевается в суперзлодея, и тут уже становится совсем невозможно смотреть без слёз.
Конечно, в свете того, что супергеройское кино нынче принято проводить по ведомству либо оперного трагизма, либо вдумчивой деконструкции, нарочитое нежелание Гондри делать серьёзное лицо может многих раздражать (и раздражает). Но эта его несколько старомодная легкомысленность, помноженная, кстати, на вполне адекватную профессиональную ухватистость, придаёт «Шершню» немало обаяния. Этот «Зеленый шершень», без сомнения, та ещё ерунда — но зная, что такая ерунда на свете есть, жить почему-то чуточку приятней.
Вердикт Кочерыжкина — глупый, но смешной кинокомикс от хороших людей