Главная
>
Статьи
>
Духless

Духless

05.10.2012
35

Режиссер — Роман Прыгунов
В ролях: Данила Козловский, Мария Андреева, Артем Михалков, Михаил Ефремов, Артур Смольянинов, Сергей Белоголовцев, Мария Кожевникова
Продолжительность — 100 мин

Говорят, работу над экранизацией, гм, романа Сергея Минаева «Духless» начали ещё года четыре назад — и сейчас, когда она всё-таки вышла, отчаянно хочется, чтобы где-то там, на излёте стабильных путинских нулевых, её бы и оставили. На какую полку эту работу ставить в году две тысячи двенадцатом, решительно непонятно.

Мир столичного гламура, больших денег и светских тусовок, в котором разворачивается «Духless» — декорации предельно знакомые. Причем они были таковыми уже шесть лет назад, когда Минаев опубликовал свою первую (но далеко не последнюю) повесть о ненастоящем человеке в этом мире ненастоящих ценностей и кривых моральных зеркал. С тех пор же их не только дотошно обсосал каждый желающий, но и сам маятник общественной жизни и культурных интересов развернуло немножко в другую сторону. Так что с кем сегодня хотят поговорить создатели картины «Духless» — и что конкретно пытаются сказать, ясно не очень.

Без конца перебирая давным-давно набившие оскомину штампы — бездуховность мира больших бабок, продажная любовь, кокаин килограммами, тоска топ-менеджера по исконной сути, человек человеку волк — ни Минаев, ни его прилежные экранизаторы никак не могут найти в них ни новых смыслов, ни старой энергии. Обличение унылого болота оказывается таким же унылым болотом — в этом могла бы быть хорошая авторская мысль, если бы оркестранты «Духlessа» не были так явно уверены, что этот бликующий глянец и есть настоящая правда. А всё потому, что глянцу, который они якобы обличают, им на самом деле абсолютно нечего противопоставить.

Их герой — в общем, такая же бездушная скотина, как и все вокруг него, и знание названий песен The Cure не делают его ни умнее, ни честнее, ни лучше других. Разочароваться в окружающем безвоздушном мирке его заставляет не столько постепенное (ну, или внезапное) прозрение, сколько череда неудачных стечений обстоятельств (подсидели на работе — едва не кинули на деньги — спьяну прокатился в мусоровозе). Параллельные же миры, в которых по мысли авторов вроде как можно найти спасение — больные дети, протестные молодежные движения, дань времени, которой у Минаева, кстати, в первоисточнике не было — даны небрежными широкими мазками. Вот девушка с идеалами и плеером, вот баррикады, вот больной раком пацан — знать что-то о том, как они устроены, отчего и почему внутри у них тикает именно так, а не иначе, в принципе необязательно. Они — такой набор тэгов, для аккуратного топ-менеджерского катарсиса на помойке (осторожно, символизьм!) их вполне хватит.

На выходе получается, что один час сорок минут в художественном фильме «Духless» на наших глазах пустота тыкает пальчиком в пустоту. С антропологической или ещё какой околонаучной точки зрения это зрелище, быть может, и небезынтересно. Но с чисто житейской найдётся примерно миллион способов провести это время с куда большей пользой для своей бессмертной души.

Вердикт Кочерыжкина — адекватная первоисточнику экранизация прозаика Минаева — гулкая, звонкая, абсолютно пустая

«Москва, я не люблю тебя», Сергей Минаев

The Тёлки. Повесть о ненастоящей любви, Сергей Минаев

Media Sapiens, Сергей Минаев

Рекомендуем почитать