Совсем скоро в мировом прокате стартанёт «Железный человек-3», в грандиозном коммерческом успехе которого, кажется, не сомневается никто. При этом сказать, что у человека, поставленного у руля столь колоссального проекта, имеется опыт работы над огромными коммерческими хитами, нельзя.
То есть, да, когда-то Шэйн Блэк ненадолго оказался в положении самого высокооплачиваемого сценариста в Голливуде — но сразу же после этого он пропал со всех радаров почти на десять лет, да и как режиссёр он сделал всего один фильм. Давайте посмотрим на некоторые этапы большого пути Шэйна Блэка в Голливуде.
Смертельное оружие
Первый проданный сценарий Блэка не только сделал молодому сценаристу имя (ему было всего 22, когда он дописал «Смертельное оружие»), но и заложил основу для дальнейшего развития большого криминального жанра. Блэк так грамотно замешал коктейль из детективной интриги, бронебойного экшена и живого, человеческого юмора, что бренд «Смертельное оружие» пережил ещё три продолжения (правда, без его непосредственного участия) на чистом копировании его манеры. Впрочем, не совсем — всё равно первая часть остаётся самой непредсказуемой и опасной из всех четырёх.
Последний бойскаут
Фильм, окончательно закрепивший за Брюсом Уиллисом репутацию главного зубоскала жанра боевиков, «Последний бойскаут» заметно поднял статус Блэка (это был первый сценарий в его карьере, гонорар за который измерялся шестизначной цифрой) и в целом занял своё место в истории, как один из самых любимых фильмов с Уиллисом. По крайней мере, цитировать «Последний бойскаут» можно бесконечно — это ли не настоящее признание отменной работы сценариста?
Последний киногерой
Публика в своё время не поняла этот замечательный мета-боевик со Шварценеггером, а зря — за веселой свалкой из киношных мифов стоит довольно интересное размышление о той силе, которой владеет над нами и нашим воображением придуманный нами же самими мир кино. Впрочем, наверное такой результат был предсказуем в случае боевика со Шварцем, в котором в какой-то момент начинали цитировать Бергмана.
Долгий поцелуй на ночь
Вот он, тот самый сценарий, проданный Блэком за рекордные четыре миллиона долларов (годом ранее скандальный сценарист «Основного инстинкта» Джо Эстерхаз отхватил три за «Шоу-гёлз»). Лихой боевик про домохозяйку, которая оказалась потерявшей память супер-агентессой шпионской организации, должен был снимать финн Ренни Харлин сразу после успеха сделанного им «Скалолаза» со Сталлоне — однако вместо этого режиссер положил сценарий на полку и пошёл делать вместе со звездой фильма Джиной Дэвис пиратское приключение «Остров головорезов». «Остров» стал одним из самых грандиозных провалов 90-х (95-й год был вообще немилосерден к морским приключениям — в этом же году с таким же громким «бульк» на дно пошёл и ещё более эпический «Водный мир»), так что когда годом спустя режиссер и звезда «Острова», успевшие к тому времени пожениться, предложили свой новый боевик, публика лишь пожала плечами. Провал «Долгого поцелуя» в комплекте с информацией о том, сколько было заплачено за его сценарий, привлекли к Блэку столько внимания со стороны прессы, что сценарист решил бросить всё и уйти на дно — что и сделал.
Поцелуй навылет
И вот он, момент возвращения — не совсем триумфальный, потому что больших коммерческих дивидендов «Поцелуй навылет» не принес, но всё равно судьбоносный, ибо зародившаяся здесь дружба со звездой фильма Дауни-младшим в конечном итоге привела Блэка в режиссерское кресло «Железного человека-3». Ну, и в целом фильм послужил отличным напоминанием о том, какого талантливого сценариста мы почти потеряли — закрученный, невозможно смешной «Поцелуй навылет» умудрялся быть одновременно и чистосердечным детективом с довольно сложной интригой, и невероятно точной пародией на голливудское закулисье, и внезапно трогательной историей про новые начинания и попытку сбежать от старых скелетов в шкафу. В общем, на этом фильме мы не только получили назад прекрасного сценариста, но ещё и приобрели крепкого и уверенного режиссера — «Поцелуй» Блэк поставил сам, и если после него его карьера не рванула ракетой в гору, то, есть подозрение, уж сейчас-то это точно произойдёт.