Режиссёр — Дэвид Туи
В ролях: Вин Дизель, Жорди Молла, Кэти Сахкофф, Мэтт Нэйбл, Дэйв Ботиста, Карл Урбан
Продолжительность — 119 мин
Плохие парни плохо умеют лежать спокойно — вот и межгалактический убийца Риддик, вроде бы торжественно похороненный девять лет назад вместе с провалом «Хроник Риддика», снова бодро свежует очередную космическую рептилию и опасно щурится на очередную группу будущих двуногих жертв. На этот раз всё предельно просто — никаких хроник, только «Риддик»; а больше, в общем, ничего и не нужно.
Почему Дизель и режиссёр-сценарист Туи так прикипели душой к Риддику, что никак не могут расстаться с персонажем вот уже почти полтора десятилетия (ради Риддика Дизель в своё время отказался от второго «Форсажа» и согласился торгануть физиономией в третьем — за последнее компания Universal вернула ему права на персонажа, что позволило им с Туи сделать новый фильм независимо от студийных денег и решений), в принципе, понятно. Безжалостный межгалактический убийца, наделённый одновременно беспрецедентным набором смертоносных навыков и предельно упрощённым, но максимально эффективным кодексом чести, Риддик получился воплощением тестостероновой крутизны. Играть такого — равно как и сочинять для него брутальные фразочки и живописные способы укладывать противников в вечный сон (вспомните хотя бы чашку из «Хроник») — должно быть одно удовольствие.
Это актёрское и авторское удовольствие считывается в «Риддике» моментально — и до поры до времени ещё и видится довольно заразительным. Приняв близко к сердцу провал размашистых (и замечательных) «Хроник Риддика», в новой серии Туи и Дизель, будто в качестве извинения перед всеми, у кого от барочного миростроительства и сомнительных моральных взглядов «Хроник» голова шла кругом, а попкорн горлом, хранят святую жанровую простоту. Не без некоторой творческой смелости, впрочем — за исключением обязательного флэшбека, объясняющего, как из тронного зала некромонгеров Риддик попал на очередную выжженную чужим солнцем планету (и напоминающего, как невероятно трогательно Карл Урбан смотрится с подведёнными глазами), практически весь первый акт не самого короткого фильма отдан под сольное взаимодействие Риддика с враждебным миром неизвестной планеты.
Смотрится этот первый акт замечательно — остроумно воплотив вечный мотив героев-одиночек «один против целого мира» самым буквальным образом, Туи и Дизель добиваются почти гипнотического эффекта. Смотреть, как Дизель латает покалеченное тело единственными доступными ему варварскими методами, охотится, учится противостоять ядовитым хвостоящерам, проживающим в каждой луже, и приручает инопланетную собачку, можно практически бесконечно.
Также понятно, впрочем, что бесконечно длиться это не будет — поэтому вскоре на планету прибывают сразу две команды охотников за головами, желающими каждая по своим причинам заполучить Риддика. Авторы за кадром радостно потирают руки — наконец-то можно пустить в дело изрядно распухший за девять лет молчания набор брутальных фразочек и живописных способов укладывать противника в вечный сон.
В тот момент, когда «Риддик» переключается из режима медитативного космического вестерна в режим угрюмо-ехидного космического боевика, становится печально очевидно, насколько далеко Туи с Дизелем решили зайти в своих глубочайших извинениях. Стремясь вернуться к брутальной простоте «Чёрной дыры», первого выхода Риддика в, с позволения сказать, свет, они не замечают, что в какой-то момент «Риддик» начинает играть в ту же самую игру, которую мы все вместе уже давно прошли. Команда антагонистов, сплоченная поневоле перед лицом общей опасности, беготня по кишащим кровожадными тварями ландшафтам за важными деталями корабля, предательства на поле боя — вся финальная треть «Риддика» бодро пересказывает финальную треть «Чёрной дыры», даже не особенно утруждаясь особой перестановкой слов.
Немного грустно, конечно, что новое слово от давно не виденных друзей оказывается (не очень-то) забытым старым — в конце концов, мы давно знаем, что Дизель отлично умеет бурчать и убивать, а Туи — делать остроумные и виртуозные оркестровки для боевых жанровых сцен. Войдя в ту же реку, «Риддик» не нашёл ничего лучше, чем два часа бодро и не без энтузиазма потоптаться на месте — в финале мы оказываемся, по сути, в том же месте, где уже были тринадцать лет назад. Что будет дальше — ведает только космос. Одно, впрочем, сказать можно точно — пускай мы и видели примерно половину того, что происходит в «Риддике», но всё равно хочется, чтобы это «дальше» было.
Вердикт — возвращение к корням в буквальном смысле — дельная, только чуть подлиннее и заметно попроще, копия изначального фильма тринадцатилетней давности