>
>
Тема

Основы религиозных культур и светской этики

С апреля во всех четвертых классах школ Красноярского края начинается апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Курс состоит из шести модулей: основы православной культуры, исламской культуры, буддийской культуры,иудейской культуры, мировых религиозных культур, светской этики.

Все модули разработаны на единой методической основе, а 35 тыс. учебных пособий по курсу уже поступили в Красноярский край. Учебные пособия по шести модулям имеют примерно одинаковую структуру, отражающую важнейшие основания религиозных культур и светской этики, связанные с духовно-нравственным воспитанием. Курс рассчитан на 34 часа. По каждому модулю курса подготовлено учебное пособие, состоящее из двух частей: для 4-го класса из восьми тематических разворотов, для 5-го класса из девяти тематических разворотов.

Из 25 136 учащихся

  • основы светской этики будут изучать 14 646 (58,2 %),
  • основы религиозных культур — 5 417 (21,5 %),
  • основы православной культуры — 4 804 (19,1 %),
  • основы исламской культуры — 231 (0,92 %),
  • основы буддийской культуры — 26 (0,1 %),
  • основы иудейской культуры — 22 (0,1 %).

Обучать детей предмету будут 1 684 педагога, прошедших курсовую подготовку. Это учителя начальных классов, истории, обществознания, естествознания, русского языка и литературы, изобразительного искусства.

Депутаты Законодательного собрания оказались практически единодушны в том, что формировать духовные и нравственные ценности у детей необходимо. Так, депутат Валентина Бибикова уверена, что если новый предмет поможет внушить детям определенные нравственные табу, о которых дети не знают либо которые игнорируют, то он будет, безусловно, полезен. «В последнее время в обществе доминировала такая позиция: „все разрешено, что не запрещено“, и в первую очередь обращают внимание на первую часть фразы. Не избежала этого и школа, к которой сейчас предъявляют много претензий, показывают в неприглядном виде. Если предмет будет подан в интересной увлекательной форме, и это будет предмет не только обучающий, но и воспитывающий, то это поможет выстроить единые требования семьи и школы для воспитания будущего гражданина», — сказала Бибикова. В то же время, она заметила, что время для запуска проекта выбрано не самое удачное. «Я, как учитель, понимаю, что четвертая четверть малопродуктивна и программы зачастую построены таким образом, чтобы в этот период повторять пройденное. А потом будет первая четверть в пятом классе, когда дети только втягиваются в учебный процесс», — отметила Бибикова.

Безусловно одобряет введение нового курса депутат Татьяна Волоткевич. «Чем раньше нашим детям начнут преподавать предмет, который будет способствовать духовно-нравственному воспитанию учащихся, тем лучше. Этот предмет заложит зачатки основных ценностей в душе каждого человека, которые во всех религиях одинаковы — это человеческая жизнь, любовь и сострадание. А опасения о том, что пока не готовы педагоги и так далее, я считаю не очень обоснованными, поскольку достаточно серьезный состав ученых разрабатывал учебники и методические рекомендации. Более того, это модульное преподавание, то есть родители могут выбрать, какую из основных религий преподавать своему ребенку, либо выбрать светскую этику. А любой из этих курсов предполагает обучение детей и развитие их в духовно-нравственном направлении, что у нас на сегодня страдает», — сказала Волоткевич.

Депутат Василий Моргун, в свою очередь, также согласился с необходимостью духовного развития молодежи, однако усомнился в возможности реализации этого начинания на уровне школы. «Я, если честно, не считал бы этот курс приоритетом в образовательной программе. Религиозное воспитание — это материя очень сложная, и в системе светского воспитания в школе сложно реализуемая, на это всегда существовали воскресные школы, либо семейное воспитание. Кроме того, религиозное сознание и религиозная доктрина — вещь достаточно сложная для понимания. Я прекрасно помню, как мы учили содержание и историю мировых религий на уровне университета, и зачастую либо мало чего понимали, либо относились достаточно легко к предмету. То есть мотивация к изучению при отсутствии религиозного сознания в семье очень невелика. Наконец, при загруженности школьников и недостатке предметов естественнонаучного и технического цикла, дополнительное гуманитарное образование на фоне избыточной гуманитаризации мне кажется не очень уместным. Кроме того, подход к преподаванию такого рода должен быть всеобъемлющим, а если нам днем будут преподавать светскую этику, а вечером в прайм-тайм показывать сериалы типа „Школы“, которые демонстрируют не лучшие образцы поведения — это не является комплексным подходом, и здесь одно исключает другое. Нам нужно повышать культуру общения, но делать это другими способами, которых достаточно много», — заключил Моргун.

Депутат ЗС, председатель комитета по образованию, науке и культуре Василий Нечаев уверен, что при введении нового предмета речь идет в первую очередь не о религиозной осведомленности школьников, а о повышении их уровня культуры. «Отношение у меня хорошее к этому предмету. Он введен не случайно. В последнее десятилетие утрачена роль культуры в формировании человека. У нас есть федеральные проекты по образованию, здравоохранению, а вот по культуре нет. А ведь культура — это и есть воспитание духовности, нравственности. Это и история культуры, это не только христианство начиная с Христа, но и дохристианская религия. Речь вообще не идет о религии — речь идет о культуре этих направлений, и тем более у нас большинство школьников в крае выбрали модуль „светская этика“. Думаю, курс абсолютно не лишний. Ну а если нашему населению и детям не понравится, мы его свернем», — заключил Нечаев.

Материал подготовлен при участии пресс-службы Законодательного Собрания Красноярского края