>
>
>
Волки в упряжке, крушение поезда и циркачка с факелами: уникальные фото из прошлого Красноярска

Волки в упряжке, крушение поезда и циркачка с факелами: уникальные фото из прошлого Красноярска

13.05.2021
54

Фотограф Людвиг Вонаго прибыл в Красноярск в самом начале XX века и оставил после себя огромное количество очень разноплановых снимков — на них можно увидеть знакомые жителям краевой столицы дома, природные красоты, городские события и даже «сибирскую экзотику». С нее и начнем.

Повозка с волками и другой транспорт

Людвиг Вонаго
Сын польского ссыльного, попал в Красноярск на переломе XIX и XX веков как «лесной кондуктор» Енисейского управления госимуществ. Во время своих путешествий по окрестностям города он много фотографировал, поэтому оставил огромное количество снимков, которые позволяют увидеть жизнь города.

11 апреля 1909 года в газете «Красноярец» появилась заметка «Надо и волков пожалеть», в которой был подробно описан курьезный случай, зафиксированный на негативе Людвига Вонаго. Заметка имела следующее содержание:

«На потеху ребятишек и, может быть, ради собственного удовольствия, по улицам города Красноярска разъезжал и ныне разъезжает какой-то субъект в красной шапочке на маленьком экипаже, запряженном двумя волками. Несчастным животным не под силу бремя: примитивность экипажа, сбруи, несоразмерность тяжести, грязная дорога... Животные не проехав и квартала улицы, падают в изнеможении и не везут... Красная шапочка негодует, вылезает из экипажа и начинает беспощадно бить по чем попало несчастных животных бичом и бьет до тех пор, пока снова они его не повезут... раздается жалобный визг и вой. Уличные ребятишки смеются[,] и это каждый день такая потеха.

Красноярец Онипко в повозке, запряженной волками. 5 апреля 1909 г.

Право[,] жалко и совестно смотреть на истязание беззащитных животных, которые визжат и воют под ударами палача в красной шапочке, призывая в свою защиту покровителей животных... где вы, откликнетесь!? Но... как будто этих покровителей в городе Красноярске нет, они только значатся списках».

В начале XX века авиация считалась такой же экзотикой, какой нам сейчас кажется упряжка волков. Поэтому прилет аэроплана «Красноярец» на озеро Шира фотограф не мог пропустить.

Прогулки на Столбах

В 1884 и 1885 годах служащие Енисейского губернского правления Александр Чернышев и Николай Суслов первый раз попали на Столбы. К 1888 году они стали брать в походы сына Чернышева — Леонида, который впоследствии стал известным архитектором. 28 июня 1892 года друзья Чернышевых и Суслова закончили под Третьим Столбом первую постройку столбистов. Она осталась в истории под названием «чернышевская избушка». На скале рядом с ней строители нанесли надпись с датой ее открытия. Позднее сооружение расширили, у него появилась дополнительная крытая веранда.

Чернышевская избушка стала одним из любимых мест собраний для компаний столбистов. Среди них были представители самых разных слоев местного населения: чиновники и служащие учреждений, учащиеся, рабочие железнодорожных мастерских, ссыльные.

«Гостеприимная избушка была объединяющим центром для всех столбистов того времени, у нее как будто бы не чувствовалось хозяина. Учащаяся молодежь, свободная в каникулярное время, давала более 50 процентов посетителей. Компании приходили и уходили, сменяя друг друга, как часовые на посту у столбовской избушки. Заходили зимой на лыжах, особенно любители Столбов, их завсегдатаи», — писал в своей книге Александр Яворский. Чернышевская избушка просуществовала 14 лет и была сожжена жандармами в 1906 году.

Выборы городской думы

С 15 апреля 1906 года в фойе городского театра открылось избирательное бюро партии народной свободы (конституционно-демократической, т. е. кадетов). Комитет партии предлагал помочь в распространении партийной литературы и воззваний. Также в бюро можно было обращаться за литературой, указаниями и различными справками по вопросам, касающимся выборов.

А 23 апреля в том же здании открылось так называемое Городское избирательное собрание, в котором происходили выборы выборщиков в Государственную думу от Красноярска. Для голосования приготовили два ящика, в которые опускались листы с голосованием за кандидатов. В один ящик помещались листы с кандидатами, фамилии которых начинаются с буквы «А» и до буквы «Л». Второй ящик — для кандидатов с фамилиями, начинающимися с буквы «М» до буквы «Фита» русского (дореформенного) алфавита. По итогам голосования выборщиками от Красноярска были избраны Владимир Крутовский и Василий Караулов.

Катастрофы

Любого фотографа как раньше, так и сейчас, привлекают различные катастрофы. У Людвига Вонаго есть несколько снимков с подобной тематикой. Например, сошедший с рельсов в районе разъезда станции Филимоново паровоз и багажный вагон.

Крушение поезда около станции Филимоново май 1917 года

Разъезд был основан между станциями Петрушково и Канск в 1894 году при строительстве Транссибирской железной дороги. Разъезды отличались от станций тем, что имели дополнительные пути для разводки поездов, идущих во встречных направлениях, так как изначально Транссибирская магистраль была однопутной.

В 1912 году Людвиг Вонаго снял последствия обрушения строящихся на набережной Енисея пакгаузов. Их проект готовил Леонид Чернышев, стройку начали в 1911 году, но 25 июля 1912 года своды обвалились.

После обрушения пакгаузов решением Красноярской городской думы к ответственности были привлечены член Красноярской городской управы Александр Ветров и городской архитектор Сергей Дриженко, ранее одобривший к постройке проект Чернышева, «за упущения по службе, последствием чего произошел обвал строящихся кладовых», — писали в городских документах того времени.

Новый проект пакгаузов составил Сергей Дриженко, их строительство закончилось летом 1914 года. В перестроенном виде они сохранились до настоящего времени.

Еще одна катастрофой, которую снял фотограф Вонаго, стала вооруженная демонстрация, которая произошла в Красноярске в 1905 году. Она прошла после того, как император Николай II своим Манифестом от 17 октября даровал людям гражданские свободы: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. После этого по всей стране начали образовываться Советы рабочих депутатов. Датой создания Красноярского Совета рабочих депутатов считается 20 октября 1905 года.

Вооруженная демонстрация в Красноярске 1905 год

Уже 24 октября Совет попытался провести стачку, но она была прекращена, а в ноябре началась подготовка к к вооруженному восстанию. Шестого декабря был создан объединенный Совет депутатов от солдат и рабочих города Красноярска.

С 5 по 7 декабря в сборно-паровозном цехе железнодорожных мастерских (цех ЭВРЗ, который благодаря этому сохранился до наших дней) проходили солдатские митинги. В них принимали участие от 300 до 1 300 солдат, а также сотни сочувствующих. 9 декабря по городу прошла 10-тысячная демонстрация, в которой приняли участие железнодорожные рабочие, горожане и учащихся, а также перешедшие на сторону демонстрантов солдаты третьей и четвертой рот второго железнодорожного батальона. Они протестовали «против современных городских дум, смертных казней и военных положений».

Большая часть домов в Красноярске была деревянной, поэтому пожары представляли для города большую опасность. На негативе Вонаго показан пожар на углу ул. Песочной (ныне ул. Урицкого) и пер. Театрального (ныне ул. Кирова) на участке красноярского мещанина Федора Мальцева. Надворные постройки загорелись около 12 часов, потушили их только через 2 часа. Приблизительный убыток от пожара оценивался в 700 рублей.

Пожар на улице Песочной (ныне Урицкого) 6 июня 1910 года

В центре кадра расположена группа мужчин и детей, которые с помощью ручного насоса качают воду из бочки на телеге, запряженной двумя лошадьми.

Материалы по теме
«Ревел огонь и завывала буря»: история пожара, уничтожившего половину Красноярска
Спасение на льдинах, миллионные убытки и новые законы

К насосу подключен шланг, из которого тушат пожар. В правой части кадра виден еще один пожарный рукав, из которого тоже заливают огонь. Крыши и заборы соседних домов заняты зеваками, среди которых очень много детей. В глубине кадра видны часовня Параскевы Пятницы, а также дома Ивана и Николая Гадаловых.

Цирк

В мае 1907 года в Красноярске появился собственный цирк. Построил летний балаган на Театральной площади в Красноярске кишиневский мещанин Эразм Стрепетов. Интересный факт, что в программе цирка Стрепетова выступал «балетмейстер, хореограф, артист варшавских театров» Томаш Нижинский (1862–1912) — отец знаменитых Вацлава и Брониславы Нижинских. Им была поставлена «большая комическая пантомима в двух действиях по образцу Московских Императорских театров „Волшебная Флейта“ или „Танец поневоле“».

На негативе представлено семь наездников и четыре наездницы. В рекламе представлений цирка Стрепетова в августе 1908 года упоминались артисты: наездница мадемуазель Таис Стрепетова; наездник на неоседланной лошади господин Вольдемар; наездница кавказской джигитовки мадемуазель Лили; мадемуазель Слезина, на скаку подбирающая с земли горящие факелы; мадемуазель Флора, жонглирующая на шаре; мадемуазель Дальмина (индианка), выполняющая упражнения на прикрепленном к самой вершине крыши шесте.

В 1908 году за Пушкинским городским театром на улице Гостинской рядом со зданием мещанской управы митавский мещанин Франц Эйгус построил в Красноярске деревянный балаган для помещения зверинца и шотландского цирка. В газетных объявлениях указывалось, что фирма существует с 1863 года и награждена большой серебряной и золотой медалям от Всероссийского общества покровительства животных.

Зверинец работал ежедневно с 10 до 23 часов вечера и проводил представления. В будние дни их было два — в 17 и 20 часов, а в праздничные — по четыре, начиная с 14, 16, 18, 20 часов. Кормление зверей проводилось ежедневно в 19 часов. Судя по газетным объявлениям, зверинец работал и в 1909 году.

Детский сад, школа, кружок

Городской сад служил местом прогулок для детей и взрослых, остающихся в летнее время в Красноярске. Летом в воскресные и праздничные дни и в некоторые другие дни недели в саду устраивались платные, а иногда и бесплатные гуляния, с разными развлечениями, музыкой, танцами, фейерверками, запуском воздушных шаров и т. д.

На снимке представлен юго-западный угол городского сада, в котором был устроен отдельный сад для детей («детский сад») с приспособлениями для разных игр и гимнастических упражнений. В 1920-х годах эта детская спортивная площадка получила название «Юная жизнь».

Детский сад в городском саду. 9 июля 1910 г.

Деревня Овсянка была основана казаками на правом (восточном) берегу Енисея в 1671 году. В 1900-х годах Овсянка относилась к Заледеевской волости. По данным переписи, к 1 января 1911 года в деревне насчитывалось 77 дворов, число мужчин — 220, женщин — 234. В деревне была казенная винная лавка и хлебозаготовительный магазин. В 1910-х годах в Овсянке, помимо школы грамотности, открытой 7 января 1888 года, появилась и церковно-приходская школа.

На снимке представлена молодая учительница в окружении 27 учеников. На учительнице пальто и меховая шляпа, ребятишки одеты в очень простые пальто и полушубки. У девочек на головах повязаны платки, мальчики одеты в меховые шапки. Снимок сделан при ярком солнечном свете, и дети вынуждены щуриться и закрывать глаза руками.

Школа грамотности в д. Овсянке 1907 г.

В конце июня 1928 г. в Красноярске планировалось проведение окружных модельных состязаний, принять участие в которых могли все желающие. Призы должны были выдаваться в нескольких номинациях: 1) за наибольшую дальность и продолжительность полета моделей фюзеляжного типа (старт с земли); 2) за абсолютную дальность полета в независимости от типа моделей; 3) за грузоподъемность; 4) за фигурные полеты; 5) за наибольшую высоту полета; 6) за оригинальную конструкцию; 7) за наилучшее выполнение конструкции (чистота и аккуратность работы)

Состязания моделистов 1-5 июля 1928. Ребята-моделисты находятся на спортивной площадке на углу ул. Советской (бывш. Воскресенская) и ул. Диктатуры пролетариата (бывш. Падалкин пер.). За деревьями видны крыши бывшего доходного дома Епархиального братства и бывшего дома Либмана. На заднем плане располагается бывшее здание женской гимназии. У моделиста, стоящего в центре, в руках модель самолета фюзеляжного типа (корпус самолета обтянут материей или бумагой). У моделиста Николая Альхимовича, стоящего слева, в руках модель самолета реечного типа (корпус в виде рейки, а тканью и бумагой обтянуты только крылья и хвост самолета). У моделиста, стоящего справа, в руках модель самолета реечного типа.

В действительности соревнования состоялись в первых числах июля 1928 г. Осоавиахим отметил трех главных моделистов: школьников Николая Альхимовича, Евтихеева и Гуревича, о чем появилась заметка в газете «Красноярский рабочий». Именно их и сфотографировал Л. Ю. Вонаго.

Победу в соревнованиях одержал Н. Альхимович, модель которого продержалась в воздухе 60 секунд, пролетев более 600 метров. Второе место занял Евтихеев, модель которого продержалась в воздухе 45 секунд и пролетела более 400 метров. Всего в соревнованиях приняли участие восемь моделей. После победы на окружных модельных состязаниях в Красноярске Альхимович был командирован на краевые соревнования в Новосибирск и получил там третий приз по фюзеляжным моделям.

Спортивная площадка красноярского гимнастического общества «Сокол», так называемая «Сокольская площадка», находилась за рекой Качей, за Радайкиным мостом. В летние месяцы на площадке проходили различные спортивные соревнования, а в зимнее время на площадке заливался каток.

Людвига Вонаго можно по праву считать пионером красноярской спортивной фотографии, в 1913 году он выполнил несколько репортажных снимков с футбольных матчей, которые проходили на Сокольской площадке 1-го, 8-го и 14-го сентября. Один из матчей организовали специально для норвежского путешественника Фритьофа Нансена.

Футбольный матч на Сокольской площадке 1 сентября 1913 года

В следующей части уникальной фотоподборки — будни красноярцев в начале 20-го века и знаменитые дома и постройки, часть из которых сохранилась до сегодняшнего дня. Следите за обновлениями на нашем сайте и в группе во «ВКонтакте».

Фотографии листала Анна Кравченко специально для Newslab

Рекомендуем почитать