Какова роль Красноярского экономического форума в развитии туризма в регионе? Например, известно, в дни КЭФ было подписано несколько инвестиционных соглашений — в частности о строительстве сети экоотелей в Красноярском крае, Хакасии и Туве.
Во-первых, сам по себе форум — это событие, которое генерирует довольно большой поток делового туризма: в красноярских отелях бронируется множество мест, и в местном общепите можно сразу заметить, что в городе проходит большое мероприятие. Поэтому крупные события напрямую влияют на туристический поток — они его создают.
Кроме того, если говорить про форум этого года, то нельзя не отметить подписание очень важного для развития туризма в крае соглашения о реализации масштабного туристического проекта на нашем севере. Соглашение было подписано между правительством Красноярского края, «Норильским никелем» и компанией «Васта-дискавери» общим объемом частных инвестиций порядка 20 миллиардов рублей. Соглашение предполагает развитие туризма на Таймыре.
Сейчас арктический туризм на севере края и в целом в арктической зоне России набирает обороты и привлекает большое количество путешественников. Однако, зачастую уровень организации и экологичности такого туризма, а также существующая инфраструктура оставляет желать лучшего. При этом такие места, как, например, плато Путорана, известны во всем мире, и многие опытные путешественники мечтают там побывать.
В рамках подписанного и анонсированного соглашения в ближайшие пять лет планируется разработка и реализация комплексного туристического проекта центральной туристической деревни в «Бухте Канчуль», а также целой сети туристических маршрутов и на них и другой обеспечивающей инфраструктуры вблизи заповедника «Путоранский».
Кроме того, было также подписано соглашение о создании сети экоотелей на территории всех трех регионов Енисейской Сибири. Это важный шаг на пути к появлению качественной туристической инфраструктуры, созданной по высоким эстетическим и экологическим стандартам. Важно, что появляются инвесторы, готовые вкладывать серьезные средства в туристическую инфраструктуру на территории наших регионов. Мы же, со своей стороны, готовы создать для этого все необходимые условия.
В рамках КЭФ также прошла встреча губернатора Александра Усса с Фредериком Паулсеном — шведским ученым и бизнесменом, который также готов вкладываться в развитие нашего Севера. Планируется организовать через Хатангу туристические полеты на Северный полюс. Уже ведется работа по реконструкции гостиницы «Заполярье», приобретен самолет Ан-74, который будет возить туристов на ледовую базу «Барнео» и далее на Северный полюс.
Учитывая всё вышесказанное, мы считаем работу на КЭФ очень эффективной — это возможность в рамках крупного события зафиксировать важные договоренности и дать старт новым проектам.
В ходе КЭФ-2021 на одной из экспертных дискуссий обсуждалась проблема территориальных брендов. Эксперты отметили, что Красноярск знают во всей России, как город с проблемной экологией, но мало кто слышал о его положительных сторонах: природных достопримечательностях, театрах, ресторанах, образовании... Насколько это мешает развитию туризма?
Сложно спорить с тем, что, в сознании жителей России, Красноярск — это промышленной город. И перебить сложившееся информационное поле позитивной повесткой будет нелегко.
Однако не стоит забывать о бренде «Енисейской Сибири», который включает в себя два наших ключевых бренда «Сибирь» и «Енисей», что бьёт в мощные узнаваемые во всем мире точки. Все-таки Сибирь для иностранцев и жителей европейской части страны — это загадочный, неизведанный и оттого притягательный регион. Поэтому я за то, чтобы использовать этот бренд в туристических целях, он понятен туристам и указывает на ключевые особенности территории.
Ключевая тема КЭФ в этом году: «Экономика и пандемия. Российский взгляд». Не секрет, что пандемия ударила по всем сферам экономики, в том числе по туризму. Как удалось перестроиться в прошлом году, в период пандемии и локдауна?
Когда только начались ограничительные меры, туризм вошел в число наиболее пострадавших отраслей — это признало и правительство России. В этой связи на региональном уровне решением губернатора края были выделены дополнительные средства из бюджета на помощь турагентствам и туроператорам по возмещении фактически понесенных расходов в период фактического простоя. Было также выделено 20 млн рублей в виде грантов на развитие новых туристических проектов.
Но главной проблемой были даже не сами ограничения деятельности туристических организаций, а возникшая ситуация неопределенности. Для бизнесмена невозможность планировать свою работу — очень серьезная трудность. При этом в Сибири основной туристический сезон очень короткий — и он летний. И, конечно, в таких условиях на рынке сложилась непростая ситуация. Но дальше, если быть объективными, наложенные ограничения оказались нам на руку — границы оставались закрытыми, постепенно снимались ограничения внутри страны, а начавшийся период отпусков и школьных каникул не мог не спровоцировать повышенный интерес к внутреннему туризму.
Например, в Ергаках в августе 2020 года было в три раза больше людей, чем обычно. Многие территории испытали большой наплыв туристов. Поэтому нам закрытые границы помогли. Даже то, что недавно, к сожалению, произошло с Турцией — на внутренний туризм повлияет положительно; какое-то количество людей будет вынуждено остаться в России и путешествовать по стране.
Но при этом важно понимать, что происходящее — это повышенный всплеск интереса. Именно ситуативный всплеск. А наша задача — превратить этот всплеск интереса в устойчивый спрос. А это уже весьма непростая задача, которая затрагивает множество фундаментальных вопросов: инфраструктуры, транспорта, логистики, средств размещения.
Но ведь в последнее время все чаще звучат фразы «пост-пандемийное общество» и «пост-пандемийный мир». Предположим, границы очень скоро откроются вновь. Как тогда поддерживать интерес к внутреннему туризму? Как изменились туристические предпочтения наших граждан?
Я уверена, что закрытие границ стало поводом для многих людей узнать много нового о собственной стране. И это хорошо — сложно представить, какие другие обстоятельства могли бы подтолкнуть людей так активно путешествовать по России.
Есть и поведенческие изменения в структуре спроса самих туристов. Если раньше обычная российская семья планировала один большой отпуск, как правило, летом, — то сегодня тенденции меняются. Люди понимают, что в текущих реалиях сложно прогнозировать что-то на год вперед, поэтому они стараются делать несколько коротких отпусков, без выезда за границу: съездить на неделю в Сочи, открыть для себя Казань или отправиться в поход в Ергаках. Кроме того, многие, несмотря на снятие ограничений, по-прежнему остались работать в удаленном режиме, поэтому они могут путешествовать без отрыва от работы.
Я уверена, что повышенный интерес к внутреннему туризму сохранится даже при снятии ограничений. Да, когда всё вернется на круги своя, многие по-прежнему будут летать с семьей в Турцию летом. Но теперь в списке их планов на год появятся и российский направления. Пандемия дала возможность внутреннему туризму заявить о себе, теперь же наша задача сделать так, чтобы люди путешествовали по стране не только в период закрытых границ, но и, скажем так, добровольно. А показать нам точно уж есть что.
На КЭФ-2021 эксперты часто отмечали, что пандемия подстегнула развитие цифрового сегмента. В частности, VR-технологий, позволяющих оказаться в новом месте, не выходя из дома. Могут ли подобные технологии помочь развитию туризма в регионе?
Такие технологии использовались и до пандемии — но я воспринимаю их, скорее, как элемент развлечения. Да, цифровизация экономики — неизбежный процесс. И для многих сфер это принципиально. В случае с туризмом определенная цифровизация, конечно, является необходимостью — это и удобные сайты для бронирования, и агрегаторы путешествий и бонусные системы... В условиях пандемии цифровизация туризма стала еще большей необходимостью, острее встал вопрос продвижения в интернете.
Однако ни один виртуальный визит на плато Путорана не заменит настоящего посещения этого уникального места. Я знаю, что многие пытаются заигрывать с подобными технологиями, создавая, например, виртуальные экскурсии. Я не против — чем больше будет разных форматов распространения информации, тем лучше. Но такие технологии не являются заменителем реального общения и реального путешествия. И думаю, что не заменят никогда.
Фото: пресс-служба Красноярского экономического форума-2021