
Как вы пришли в золотодобывающую отрасль? Это было осознанное решение или случайное стечение обстоятельств?
В детстве я даже не задумывался ни о профессии архитектора, ни тем более о золотодобыче. Всё, что в юном возрасте я знал о золоте, — это волшебные истории из сказок «Тысячи и одной ночи» о несметных богатствах султанов.
Мое детство прошло в Ташкенте. Архитектура Узбекистана очень разнообразна: она сочетает в себе и древние восточные традиции с их величественными ансамблями, куполами и яркой мозаикой, и архитектуру советского модернизма, основанную на лаконичности, функциональности и современных материалах. Мне одинаково были близки как точные науки, так и творчество, поэтому хотелось развиваться в обоих направлениях.
После школы я узнал, что в вузе есть специальность «Проектирование зданий», которая объединяет дисциплины для студентов-конструкторов и студентов-архитекторов. Это была настоящая синергия инженерного подхода и творчества, поэтому я загорелся идеей получить диплом именно по этому направлению.

Какими были ваши первые впечатления о работе в этой сфере?
Первое впечатление — работа сложная, но очень интересная. Было понимание, что для самостоятельной работы не хватает знаний в части нормативной базы, ведь в университете этому не учат. Я безмерно благодарен моим наставникам и руководителям — Александру Павловичу Киму и Ольге Александровне Вайкум — за то, что они, несмотря на занятость, находили время и возможность делиться опытом. Мне кажется, что современной молодежи сейчас значительно проще получать знания благодаря мощному развитию интернета и информационных технологий.
Что в вашей профессии вас больше всего вдохновляет?
Работа в «Полюсе» — это Дело. Это сопричастность к чему-то масштабному, заметному на уровне страны и всего мира. Это самореализация и ощущение, что данные мне способности максимально реализуются именно в этой компании — мощной, сильной и авторитетной. Это экспертность и осознание того, что мы умеем делать то, что умеют единицы. Это возможность возглавлять команду талантливых единомышленников и помогать каждому из них в любых вопросах — профессиональных и личных. Это уважение семьи и друзей, признание полезности нашего труда. За 15 лет мы достигли больших высот, а впереди не меньшие перспективы и интересные, амбициозные проекты.
Какой самый сложный вызов в вашей карьере вам пришлось преодолеть?
Хочется пошутить, что самый сложный вызов — это встать рано утром. В действительности же ежедневно приходится сталкиваться с самыми разными вопросами: техническими, организационными, коммуникационными. Взаимодействие в корпоративной среде, где работает большое количество людей со своими интересами, задачами и жизненными обстоятельствами, является наиболее тонкой и сложной темой, несмотря на свою рутинность.
Существует ли в вашей работе место творчеству? Если да, в чём оно проявляется?
Я всё же немного причастен к архитектуре (улыбается). Порой архитектура в промышленности, как вид искусства, скрыта за занавесом экономических показателей: сокращение затрат, сроков, технологичность, унификация. Но, пока людей окончательно не заменили роботы и искусственный интеллект, нам, специалистам, нельзя забывать про самого человека. Тем небольшим инструментарием, которым мы обладаем, мы пытаемся организовать комфортную среду, чтобы сотрудникам на запроектированных нами объектах было безопасно, удобно и приятно работать, чтобы они чувствовали, что при проектировании и о них подумали.
Как выглядит ваш рабочий день?
Откровенно скажу, я пытаюсь заниматься тайм-менеджментом, но каждое утро, еще не успев заварить кофе, уже погружаешься в гущу событий и новых задач. Наш архитектурный отдел разбросан по разным часовым поясам, поэтому рабочий день начинается утром по красноярскому времени, а заканчивается зачастую вечером по московскому. Он насыщен самыми разными задачами: нужно и производственные вопросы решить, и в совещаниях поучаствовать, и с коллегами пообщаться. Стараюсь давать людям совершенно разные задачи, чтобы мозг всегда работал, чтобы они развивались и не скучали. Офисная монотонность — это не про нас.

Какие мифы о золотодобыче вас больше всего удивляют или раздражают?
В мыслях большинства людей добыча золота — это опасное и нецивилизованное место, а золотодобытчики — старатели с лотками по колено в ледяной воде. На самом деле современная промышленная золотодобыча — это высокотехнологичный, капиталоемкий и строго регулируемый процесс. Он включает многолетние этапы геологоразведки, проектирования, строительства, непосредственно самой отработки месторождений и последующей рекультивации. Огромное внимание уделяется охране труда, промышленной безопасности и созданию комфортных условий труда, что полностью развеивает образ «диких» приисков.
Какую роль в вашей профессии играют командная работа и доверие между коллегами?
Архитектурный отдел — это сплоченный, профессиональный и дружный коллектив. Практически каждого специалиста я отбирал в команду лично. Все мы — преданные Компании и друг другу люди, всегда готовые прийти на помощь, научить, проконсультировать. Мы приходим на работу не только для обеспечения производственных успехов Компании, но и потому, что твои коллеги справа и слева тоже пришли, и потому что ты не хочешь подвести людей, которые рядом с тобой. Один за всех и все за одного.
Если бы вам предложили провести один день в любой другой профессии, какую бы вы выбрали?
Могу представить себя шеф-поваром, тренером по плаванию или машинистом в метро. Уверен, что в любой профессии много интересных задач и удовлетворения от хорошо сделанной работы. Но я никогда не сомневался в своем выборе и радикально уходить от архитектуры, дизайна и строительства не хочу. Мне нравится то, чем я занимаюсь.
Каким был ваш детский ответ на вопрос «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?»
До 9 класса я откровенно не знал, чем буду заниматься. Детство пришлось на 90-е годы, когда в почете были бизнесмены, олигархи и бандиты. Но хотелось выбрать профессию по интересам, и, естественно, чтобы она достойно оплачивалась. По стечению обстоятельств я попал в художественную школу только в 15 лет, где осознал, что недостижимая и фантастически сложная профессия «архитектор» мне тоже по плечу.

Есть ли у вас хобби, которое помогает отвлечься от работы?
Всю жизнь я так или иначе чем-то занимаюсь: будь то гребля на байдарке, плавание, настольный теннис или пеший туризм. Люблю рисовать, писать картины, правда, руки давно до этого не доходили. Сейчас это оздоровительная физкультура и кулинария.
Какой момент в жизни или карьере вы считаете самым значимым?
В карьере самым значимым я считаю свой первый рабочий день.
Какое место на земле вы мечтаете посетить?
Мне интересны все места — и съездить в соседнюю деревушку, и посетить Москву. Но если уж мечтать, то о чем-то максимально далеком и труднодоступном. Например, о пустыне Атакама в Южной Америке или Новой Зеландии. С детства также любопытна Япония.

Если бы у вас была возможность встретиться с любой исторической личностью, кто бы это был и почему?
Раз уж мы затрагиваем промышленную архитектуру, то я бы хотел пообщаться с Альбертом Каном — можно сказать, отцом советской промышленной архитектуры. В конце 20-х годов прошлого века он обучил более 4 тысяч наших специалистов и участвовал в проектировании множества значимых заводов в период индустриализации. А еще — с Эрнстом Нойфертом, чья книга «Строительное проектирование» до сих пор лежит у меня на рабочем столе. Он внес неоценимый вклад в стандартизацию и очень рано понял потребность в нормах и правилах.
Какую книгу вы бы порекомендовали каждому?
Я увлекаюсь историей, сейчас многое удобно слушать в машине. Но если нужно порекомендовать, то я бы остановился на двух книгах: «Приключения Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла и «Жизнь Антона Чехова» Дональда Рейфилда.
Какой совет вы бы дали человеку, который только начинает свой путь в золотодобыче?
Этот совет, наверное, не только для тех, кто начинает путь в золотодобыче, а для любого человека в начале карьеры: делай то, чего не умеешь, чтобы этому научиться.
Наша профессия очень непростая, она требует обширных знаний в самых разных областях: от нормативной документации и новейшего программного обеспечения до технологии золотодобычи и коммуникативных навыков. Потребуются годы, чтобы свободно ориентироваться во всех тонкостях нашей такой сложной и интереснейшей профессии.