Глядя на то, с каким задором и огоньком коллеги по рубрикам подводят итоги уходящего года, трудно не поддаться всеобщей списко-составительной эйфории и не последовать примеру. Но, конечно, надо будет сразу оговорить вот что – тот результат, что у нас тут получится, ни в коем случае не может претендовать на сколько-нибудь объективную картину литературного года в целом. Уж больно у нас специфический контекст, знаете ли. Поэтому мы поступим вот как – не будет плодить аккуратных списочков со строгой нумерацией, а отметим призёров в вольных номинациях. Даёшь, короче, торжество субъективизма!
Номинация «Самое главное запоздалое открытие» – Джоан Хэррис
Литературный мир открыл для себя эту писательницу ещё в 90-х, и с тех пор на неё не нарадуется – ну, а мы здесь подоспели только к нынешнему, 2007-му году, благодаря отличному изданию сразу трёх её романов под одной обложкой. Эти совершенно разные произведения обладают тем не менее одной очень важной объединяющей характеристикой – они увлекают так, что будь здоров. При этом и с глубиной, и со слогом, и с игрой с читательскими ожиданиями у Хэррис всё более чем в порядке. Железная женщина.
Номинация «Самая прекрасная, не всегда осмысленная, но неизменно захватывающая болтовня» – Стивен Фрай
В своей автобиографии Фрай уделяет политике, экономике, особенностям национального британского характера, эволюции юмора, пластинкам, правительствам, сексу, подтяжкам и параллелям между собственным носом и всей Великобританией ничуть не меньше внимания, чем, собственно, воспоминаниям о своих юных годах – и книжка от этого, парадоксальным образом, только выигрывает. Всем бы такой раскованный язык, как у Фрая – хотя нет, не надо, в таких условиях было бы трудно оценить ту изящность, с которой ему удаётся тратить читательское время на собственное ворчание так, что никто и не думает возмущаться.
Номинация «Самое неожиданное guilty pleasure» – Джулия Кеннер
Английское понятие «guilty pleasure» сложновато переводится на русский в столь же компактном виде – носители английского языка под ним подразумевают нечто такое, от чего ты получаешь огромное удовольствие, но в то же время несколько стыдишься этого факта, поскольку оно отличается не-умностью, не-тонкостью или ещё какими-то качествами, из-за которых взрослому и умному человеку получать от этого удовольствие вроде бы и неприлично. И в этой дивной номинации легко обходит всех роман «Кейт, истребительница демонов» – путаный, дурацкий, плохо написанный и напечатанный на плохой бумаге, но оторваться от него по каким-то странным причинам никак не выходит.
Номинация «Самое убедительное погружение в параллельный мир» – Гаутам Малкани
Не исключено, что большая часть наших соотечественников найдёт роман «Лондостан» слишком уж близким к нашим реалиям, с которыми сталкиваешься на выходе из подъезда. Толика правды в этом есть, но это всё же не отменяет мастерства довольно молодого журналиста Малкани, перевыполнившего в своём дебютном романе программу-минимум раз в пятнадцать – у него есть и драйв, и захватывающий сюжет с неожиданным поворотом в финале, которого точно никто не ждёт, и огромное количество чисто познавательной информации.
Номинация «Самый яркий калейдоскоп судеб» – Дина Рубина
В «Цыганке» Дины Рубиной происходит столько всего, сколько одному человеку ни за что не вместить в одну жизнь – меж тем, во многом составляющие этот сборник рассказы основаны на реальных событиях из жизни самой писательницы, её родственников, друзей и случайных знакомых. Некоторые из здешних произведений приводят в восторг, другие повергают в ужас, но одно в них неизменно – глубинное биение настоящей, всамделишной, не придуманной жизни. Такие яркие и сильные книжки нам очень, очень нужны. И будем надеяться, что в следующем году их будет ещё больше. С наступающим вас, дорогие мои!
Сайт – www.biruza.ru |
Книги для обзора предоставлены книготорговой сетью «Книголюб» Адреса центральных магазинов:
|