Главная
>
Статьи
>
Пираты, зомби и легавые – подводим итоги года

Пираты, зомби и легавые – подводим итоги года

27.12.2007
2

Ну что ж, мои дорогие любители искусства – самое время бросить быстрый взгляд назад и оценить, чего же хорошего мы успели в 2007 году увидеть в кинотеатрах. Конечно, по доброй традиции наших местных кинопрокатчиков, всё самое спорное, странное и непонятное (то есть, самое интересное) ловко минуло наши большие экраны и в лучшем случае подлежит дальнейшему открытию на двд – потому не обессудьте, что итоги наши будут немножечко попсовыми. Но и среди попсы, чего уж там, есть, чем поживиться и насладиться. Так что пожалуйста, прощу любить и жаловать – десять лучших фильмов года, освещенных в кинорубрике NEWSLAB.RU. (А также ещё кое-что в качестве приятного довеска).


«Зачарованная»

Вот он, бесспорный лидер в номинации «чистая детская радость года» – первый за многие годы диснеевский фильм, который может гордо нести имя соорудившей его компании («Пираты» не в счёт). Поющая принцесса и компьютерный бурундук, принц, пронзающий саблей автобус и тараканы, убирающиеся в нью-йоркской холостяцкой квартире – всё это как-то страшно мило и удивительно прекрасно. Отдельным бонусом – по-настоящему фантастическая игра исполнительницы главной роли Эми Адамс. Она, кстати, номинирована на «Золотой Глобус» за лучшую комедийную роль – скрестим, пожалуй, пальчики за её успех.

 


«Пристрели их»

Самый сногсшибательный мультик этого года по лёгкому недоразумению разыгрывается вполне реальными людьми. Клайв Оуэн уже второй год подряд попадает в лучшую десятку фильмов, спасая ребёнка – правда, с идеологической точки зрения между прошлогодним творением Альфонсо Куарона «Дитя человеческое» и нынешней дикой стрелялкой нет ровным счетом ничего общего. Режиссер Майкл Дэвис снимал много лет проходные молодежные комедии, и, видимо, накопил за это время столько творческой ярости, что смотреть, как она целых восемьдесят семь минут разливается по экрану под грохот хард-рокового саундтрека – одно удовольствие.

 


«Порок на экспорт»

Вот как надо матереть – канадец Дэвид Кроненберг, некогда считавшийся мастером физиологического ужаса (за которым, впрочем, всегда стояли интересные идеи), с каждой своей новой работой становится всё утонченнее. Теперь для проведения своего минималистичного, но невероятно глубокого исследования человеческой психики, ему уже достаточно какого-нибудь простенького жанрового сценария да пары-тройки актёров достаточно смелых, чтобы шагнуть вслед за ним в эту загадочную и пугающую бездну. Именно это он совершает в «Пороке на экспорт» – не только превращает в стандартный, в сущности, сюжет о столкновении с мафией в глубочайшую драму, но и проводит на этом материале занимательный диалог с предыдущей собственной картиной «История насилия». Это уже, действительно, высший пилотаж режиссерского мастерства. Ну и, конечно, не стоит забывать о феноменальной актерской работе Вигго Мортенсена – судя по тому, как они работают вместе, партнерство Мортенсена и Кроненберга вряд ли закончится на этом фильме.


«Монгол»

В год, в который множество претендующих на звание блокбастеров фильмов обернулись скучной тухлятиной, настоящий исторический эпос в классическом понимании жанра смотрится особенно выигрышно. Любимое детище Сергея Бодрова-старшего, вынашиваемое им много лет, вышло удивительно красивым и собранным – плюс к тому фильм, снятый на настоящей (и совершенно сногсшибательной) натуре в нашу эпоху рисованных компьютерных задников, приносит какое-то особое, почти забытое уже удовольствие.

 


«Любовь и другие катастрофы»

Ну, а эта английская комедия отвечает в нашем списке за сентиментальность и легкомысленность. Должно же у нас быть хоть что-то сентиментальное и легкомысленное, верно? К счастью, помимо этих двух качеств «Любовь и другие катастрофы» обладает ещё и острым язычком, сатирически-ехидным взглядом на окружающих и отменнейшим чувством юмора. Как, собственно, и положено английской комедии по ГОСТу.

 

 


«Зодиак»

Вот тоже удивительное зрелище – крутой режиссер на наших глазах превращается в великого. После несколько недооцененной «Комнаты страха» Дэвид Финчер не снимал пять лет, но вернулся сразу с трудом поистине титаническим – монолитным историческим детективом о реальных событиях, в котором он не только ухватил самую суть целой эпохи, но и нашёл среди многочисленных архивных документов и толстенных папок с протоколами множество интересных людских историй. «Зодиак» не бьёт промеж глаз, как «Бойцовский клуб», и не погружает в вязкий экзистенциальный ужас, как «Семь» – он одурманивает и завораживает медленно и неторопливо, но неотвратимо.

 


«Немножко беременна»

Да, бывает отчасти неловко признаваться в своей любви к американской комедии про секс и случайную беременность по пьяни – но только перед теми, кто этого фильма ещё не видел. Сценарист и режиссер Джад Апатоу, без преувеличения, новый и почти что уже великий голос в американской комедии, придумал беспроигрышный ход – берёшь стандартную пошлую комедию, аккуратно смешиваешь её с тонко прописанной семейной мелодрамой про отношения (примерно в равных пропорциях), и вуаля, готово новое слово в мэйнстримовом кино. Нет, серьёзно, отлично ведь получается.

 


«28 недель спустя»

Вот что можно сотворить из сиквела отличного и популярного фильма, если подойти к делу правильным образом. Приглашенный испанец Хуан Карлос Фреснадильо, автор довольно интеллигентного триллера «Интакто», разыграл довольно привычный жанровый сюжет с непривычной серьёзностью – и достиг вдруг неожиданного результата, при котором кино про побег от толпы озверевших мертвяков обернулось вдруг лютой и душераздирающей драмой. Совеем неплохо для всего второго полнометражного фильма – и очень, очень хорошо для обычной жанровой картины.

 


«Пираты Карибского моря: на краю света»

Такое бывает ужасно редко, но всё же бывает – когда огромная, дико дорогостоящая и ещё более прибыльная блокбастер-трилогия заканчивалась с таким блеском и огоньком. «Пираты Карибского моря» стали редким, и от того едва ли не вдвойне приятным напоминанием о том, что в большом коммерческом Голливуде по-прежнему есть и жизнь, и кураж, и задор.

 

 


«Типа крутые легавые»

Ну а это просто самое лучшее кино на свете!

 

 

 

Также стоит поглядеть – «Убей меня», «30 дней ночи», «Пенелопа», «Роковая красотка», «Внутренняя империя», «Рататуй», «Персонаж», «Вакансия на жертву», «Пекло», «Разрисованная вуаль».

Пять худших фильмов кинопроката 2007 года

«Вторжение»

Дуэту Кидман-Крейг в этом году как-то особенно везло на отборную лажу – см. также «Золотой компас». Но в этом негласном поединке двух провалов дуэта прекрасных актёров побеждает всё же «Вторжение» – за надругательство над жанровой классикой, за нелепые попытки взбодриться с помощью криво всунутого экшена, за тупую беготню, за всё вообще.

«12»

Отечественные режиссеры в этом году не раз крупно мазали мимо нот (примеры – «Ирония судьбы. Продолжение» , «Код Апокалипсиса» , «Глянец») – но именно от последнего творения Никиты Сергеевича Михалкова остаётся наиболее неприятный осадок. Тут речь уже не просто о поверхностности, маразматичности или просто общей криворукости режиссёра – тут скорее попахивает пошлостью, подлостью и лицемерием. Противно, в общем.

«Вампирша»

Приз в специальной номинации «Недоразумение года» – нелепое, кособокое, ни капли не интересное и в целом дурацкое кино, нагло тратящее впустую актёрское дарование Люси Лью и зрительское время.

«Гарри Поттер и орден Феникса»

Ну, а это, конечно, наш главный призёр в номинации «Самая коммерчески успешная ерунда». Пятый «Гарри Поттер» действительно превзошёл по сборам практически всех своих предшественников, за исключением самой первой части – при том, что был не только самой слабой частью сериала, но и в целом невнятным и лажовым фильмом.

«Параграф 78»

Неприятно, конечно, выставлять себя на публике злобным гадёнышем, радующимся чужим неудачам, но вот правда – когда оба «Параграфа» провалились в прокате, не набрав вдвоём даже своего анонсированного бюджета, мне было очень радостно. Есть всё-таки ещё справедливость на свете, и когда продюсерская наглость переходит всякие границы, зритель ещё вполне может поставить их на место безразличным пожатием плеч. Так им. Нечего нас кормить ерундой.

А тут, кажется, настал самый подходящий момент, чтобы пожелать нам с вами, дорогие друзья, как можно реже натыкаться в наступающем году на подобные произведения. Мы за хорошее кино! С наступающим, всегда ваш, Серж Кочерыжкин.

Серж Кочерыжкин

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать