Посмотрел тут документальный фильм «Under Great White Northern Lights», про турне группы The White Stripes по Канаде. Чертовски увлекательная штука, надо сказать.
Документальных и концертных съемок в фильме примерно пополам — некоторые песни с концерта показывают целиком, некоторые только частями; обычно такое обрезание бесит ужасно, но конкретно здесь такого эффекта нет и в помине. А всё потому, что документальная часть тут совершенно прекрасная. В начале фильма Джек Уайт объясняет, что у них как-то никогда не получалось взять и провести более-менее основательный тур по Канаде — и вот когда время и возможности совпали, они решили подойти к вопросу как следует. Сначала они решили, что выступят в каждой из канадских провинций; потом придумали захватить и массу различных небольших городов, которые стоят в сторонке от проторенных концертных маршрутов больших артистов. В результате они чуть ли не полфильма проводят в местах с названиями вроде Йеллоунайф (Желтый нож, то есть), где их на личном лимузине годов
Ещё одна прекрасная особенность этого тура, которая делает фильм о нём почти неотразимым — это придуманная группой идея во всех городах давать спонтанные концерты днём, без объявления, давая публике не больше часа форы. И нарезка этих выступлений практически гениальная. The White Stripes играют в парке, the White Stripes играют в боулинге (в середине песни Уайт заводит всё ещё подключенную гитару за спину и идёт бросать шар, выбивает восемь из десяти), The White Stripes играют в автобусе, The White Stripes играют на катере, The White Stripes играют на какой-то мельнице. Один из этих импровизированных концертов и вовсе великий — концерт одной ноты; группа торжественно выходит из машины, идёт на сцену под приветственные крики собравшейся публики, берёт инструменты, играет одну ноту, кланяется, уходит, всё. И Джеку с Мег хватает харизмы, чтобы все эти вещи не казались каким-то надуманным выпендрёжем, а воспринимались совершенно естественно и классно.
Ещё, кстати, про харизму и обаяние. Существенную часть документальных съемок составляют интервью The White Stripes прямо на камеру. Они сидят в каком-то деревянном доме, на заднем плане лежит какой-то чувак на лавке, и говорит по большей части Джек (как всегда). И в какой-то момент он начинает подначивать Мег — типа, ну давай, скажи уже под запись, что дело не в том, что я всё время забиваю эфир и не даю тебе вставить не слова. Она смеётся и говорит — Да, дело не в этом, просто я очень тихо говорю. И правда — весь фильм все слова Мег подписаны субтитрами, и я сначала думал, что это такая внутренняя штука или вроде того, а потом понял, что реально почти не разобрать, что она там говорит. Зато в фильме есть живое исполнение «In the Cold Cold Night», единственной сольной песни Мег — и, знаете, это что-то феноменальное. У неё не то чтобы какой-то сильно выдающийся голос, но в нём зато столько характера, просто потрясающе. Ну, и вообще, Мег за ударной установкой — такое очень, ммм, волнующее зрелище.
Говорить что-то отдельное про концертную составляющую, наверное, излишне — The White Stripes славятся своими электризующими выступлениями, и по фильму их способности выступать прекрасно видны и слышны. Ещё смешно, что, оказывается, у них никогда нет готового списка песен — они просто выходят и шарашат, как Бог на душу положит; отчасти из-за этого и получается так энергично, потому что выступление каждый раз получается таким открытием не только для зрителей, но и для самих музыкантов. В общем, подытожим так — этот фильм я смотрел явно не в последний раз.
Сергей Мезенов