Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Пластинки-2013 — А паровоз и ныне там

Пластинки-2013 — А паровоз и ныне там

12.12.2013
3

Продолжаем разговор о пластинках образца заканчивающегося года, которые в своё время незаслуженно остались за бортом нашего внимания. В этом выпуске — много электричества, много синтезаторов, а также — внезапно — Сталинградская битва.

Charli XCX «True Romance»

В Британии 2013-й выдался урожайным на людей, заново (и весьма успешно) открывающих для себя и других синтезаторы — Chvrches, Disclosure, вот ещё девица Шарлотт Эйтчинсон двадцати одного года от роду, поющая под псевдонимом Charli XCX большие поп-песни под большие синтезаторы. Рецепт тот же, что и у всех — синтезаторные пульсации и трели, яркие мелодии, общая атмосфера головокружительного воспоминания о чём-то невероятно благостном и прекрасном. Не то чтобы Шарлотт обходила всех многочисленных конкурентов на поворотах, но и в толпе она ничуть не теряется — у неё получилась яркая, крепкая поп-пластинка с цепляющими песнями. Ещё один плюс — голос Шарлотт; есть в нём некоторая глубина, напоминающая о молодой Гвен Стефани. Не исключено, что на следующих альбомах у девушки получится что-то по-настоящему выдающееся.

Важные треки: «You (Ha Ha Ha)», «Stay Away», «Black Roses»

Green Velvet «Unshakable»

Кёртис Джоунс стоял у истоков чикагского хауса, но несколько лет назад торжественно похоронил свой главный проект Green Velvet — после передозировки рекреационными веществами Джоунс ушёл в христианство, нашёл просветление и обещал заняться более положительной и светлой музыкой. Четыре года спустя, однако, выходит новый альбом Green Velvet «Unshakable» — чёртова дюжина треков, сделанных совместно с другими техно-музыкантами, угрюмый подпольный техно-хаус, исполненный едва заметного сардонического юмора. Мрачно бьётся большое кибернетическое сердце, переговариваются о чём-то своём сэмплы, лазерами чертят небо синтезаторы — во всём «Unshakable» присутствует какая-то завораживающая механическая жизнь, будто наблюдаешь сверху за целым городом роботов. Не зря, видимо, альбом открывается треком с повторяющейся фразой «Меня вырастили роботы» — это заметно.

Важные треки: «Stronger», «Dance to My Beat», «Free Yourself»

HBS «In Deep Owl»

За этим буквенным обозначением скрывается Бен Шеперд, басист группы Soundgarden. «In Deep Owl» — его первая сольная пластинка; Шеперд записывал и собирал этот альбом по кусочкам несколько лет при помощи друзей ещё до воссоединения Soundgarden, отчасти для того, чтобы ответить на давний вопрос поклонников группы «Так, а вот этот парень чем сейчас занимается?» Вопрос справедливый, поэтому рассказываем по порядку, чем — хмурым мужским кантри-роком под акустику, гулкой психоделикой с ориентальным уклоном, нервическим панком. Занятно, что ближайшим творческим ориентиром для сольного творчества Шеперда оказывается не кто-нибудь из коллег по гранжевому цеху, но другой земляк, а именно Марк Лэнеган — «In Deep Owl» вполне могла бы сойти за его пластинку, если бы он сильнее оглядывался на творчество своей бывшей группы Screaming Trees и был бы ещё большим интровертом.

Важные треки: «Stone Pale», «Neverone Blues», «Veritas»

James Holden «The Inheritors»

Англичанин Джеймс Холден начинал девятнадцатилетним вундеркиндом с мечтательных транс-синглов — а было это пятнадцать лет назад. С тех пор он успел основать собственный лейбл Border Community, обеспечить ремиксами половину мировой поп-сцены в диапазоне от Мадонны и Бритни Спирс до Four Tet и Натана Фэйка и выпустить дебютный альбом с неотразимым названием «Идиоты побеждают». «The Inheritors» — его вторая сольная пластинка, занимательнейший набор многослойных инструментальных электронных пьес, исполненных Холденом в одного силами одного синтезатора и дополняющих его программ, которые Холден пишет сам. Впрочем, минимализмом здесь не пахнет — это густая, насыщенная событиями, часто словно переливающаяся через край музыка, непричёсанная, шумная и опасная. Холден не стремится отполировать звук до блеска, как многие электронщики — наоборот, его музыка хрипит и фонит, будто бы постоянно норовя вывернуться из-под его контроля; и эта шумная непредсказуемость делает «The Inheritors» невероятно завораживающей записью, антитезой для всех, кто считает электронную музыку неживой. Ничего подобного — эта музыка дышит, растёт и развивается прямо у нас на глазах.

Важные треки: «Renata», «The Illuminations», «The Caterpillar’s Intervention», «Blackpool Late Eighties»

Janelle Monae «The Electric Lady»

Второй альбом певицы, умницы, красавицы и протеже дуэта Outkast Джанелль Монэ, продолжение придуманной ею на первой пластинке «The ArchAndroid» антиутопической саги про девушку-андроида из будущего, восставшую против системы. Сюжет, впрочем, здесь лишь дело второстепенное — куда захватывающей следить за тем коктейлем из фанка, соул, r&b, рока и поп-музыки, который Джанелль замешивает на этой по-настоящему головокружительной пластинке. В первых же двух треках альбома к Джанелль заходят в гости сначала Принц, а потом Эрика Баду — и по «Электрической леди» слышно, что это не столько снисходительные авансы старших товарищей молодой поросли, сколько признание юной выскочки равной. Заслуженно — «The Electric Lady» в этом году, что бы там себе не думал Джастин Тимберлейк, убирает всякую конкуренцию в разделе поп-пластинок. Это невероятно заводная, красочная, богатая и абсолютно бесстрашная запись — Джанелль будто в каждую секунду настолько распирает от идей, что она боится не успеть озвучить их все; к тому же вокруг неё собралась роскошная команда музыкантов, готовых воплотить в жизнь всё, что ей придумается. Один из главных героев пластинки — гитарист Келлиндо Паркер, чьи соло ловко ввиваются огненным бикфордовым шнуром в любой из выбранных саундов Джанелль, будь то размашистый пульсирующий r&b заглавного трека или нежнейшая медовая истома дуэта с Мигелем «PrimeTime» (в котором фантастическим образом обыгрывается знаменитое «у-у» из песни Pixies «Where Is My Mind»). Впрочем, тут все молодцы — и в первую очередь сама Джанелль.

Важные треки: «Q.U.E.E.N», «Dance Apocalyptic», «Look into My Eyes», «It’s Code»

Jenny Hval «Innocence is Kinky»

А вот девушка совсем другого полёта — норвежская певица и художница Енню Валь. В её распоряжении — гитара, синтезатор и эльфийский голос, которым она то гипнотически шепчет, то пронзает навылет. Со всем этим набором Енню исполняет авангардный арт-коллаж-поп, плутающий в лабиринте разбитых зеркал; отчасти Бьорк, немножко Пи Джей, чуточку The Knife, но в конечном итоге только своя собственная история, странная, осколочная, немножко болезненная. Как коллажи, собранные из обычных картинок, сначала разъятых на кусочки, а потом намеренно неправильно сложенных, песни Енню неспокойны и непредсказуемы — подводные эмбиентные клавишные утыкаются в отчаянный гитарный звон, мелодии расплываются, будто бы своенравно утекая из-под контроля своей исполнительницы, песни распадаются на плохо складывающиеся между собой части. «Innocence is Kinky» — такой альбом-инсталляция; многое непонятно, но наблюдать за процессом безусловно интересно.

Важные треки: «Innocence is Kinky», «Mephisto in the Water», «I Got No Strings», «Death of the Author»

Jucifer «За Волгой для нас жизни нет»

А вот нечто совершенно иное — концептуальный альбом американского сладж-металл-дуэта про Сталинградскую битву. Нет, правда. Супружеский дуэт Эдгара Ливенгуда и Газель Эмбер Валентайн пару лет назад побывал в России с гастролями, и история Сталинградской битвы их чрезвычайно впечатлила — так родилась эта причудливая пластинка, которую, при всех её тематических амбициях, вряд ли включишь на собрании ветеранов без беспокойства за здоровье собравшихся. Валентайн (гитара, вокал) и Ливенгуд (ударные) облекают свой урок отечественной истории в надсадный экстремальный металл небывалой громкости и ярости. Альбом не зря открывается пронзительным и поэтичным монологом от лица самой русской земли — в этих одновременно сырых и оглушительных вещах чувствуется нечто первородное, корневое. Jucifer то замедляют свой звуковой хаос до степенной поступи пост-металла («Песнь просыпающегося города») или вязкой тягучести дума («Сибирь»), то бросаются вперёд с хардкоровой лютой стремительностью («Ни шагу назад», «Позор» — да, все песни называются по русски). Но правда — к этой музыке не подобрать жанровых определений; Jucifer словно работают с чистым первородным шумом. Семьдесят восемь минут такого — испытание только для самых стойких; впрочем, ценители экстремальных музыкальных форм оценят амбиции «За Волгой для нас земли нет» по достоинству.

Важные треки: «Песнь просыпающегося города», «Ни шагу назад», «Эволюция-1: Кочевники»

Пластинки 2013 — Догоняем паровоз
Пластинки-2013 — Продолжаем догонять паровоз
Пластинки-2013 — Наш паровоз всё летит
Пластинки-2013 — Постой, паровоз

 

Рекомендуем почитать