Главная
>
Статьи
>
Общество
>
У Красноярска нет денег на инклюзию

У Красноярска нет денег на инклюзию

28.10.2015
2
Заседание комиссии по науке, образованию, молодежной политике и культуре
Источник: krasnoyarsk-gorsovet.ru

Подпрограммы не будет

Обсуждение началось с темы развития в городе системы инклюзивного образования. Напомним, сейчас муниципалитет не участвует в финансировании мероприятий этого направления, а лишь распределяет средства, полученные в виде субсидий из федерального и краевого бюджетов. Еще в мае члены профильной комиссии Горсовета рекомендовали главному управлению образования мэрии разработать проект подпрограммы по инклюзивному образованию в городском бюджете на 2016 год. О том, к какому решению пришли в главном управлении образования администрации города Красноярска, депутатам рассказала заместитель начальника отдела общего образования Светлана Попова.

Материалы по теме
«Инклюзия — это не история про жалость»
Можно ли детям-инвалидам учиться вместе с обычными?

По ее словам, проект подпрограммы был разработан в середине лета. Включать ее в бюджет на 2016 год, тем не менее, было сочтено нецелесообразным, однако это может быть сделано через год. «Считаем, что выделение в отдельную подпрограмму в условиях проекта муниципальной программы на 2016 год нецелесообразно, так как реализация программных мероприятий на сегодняшний день не может быть подтверждена расходами, — сообщила Светлана Попова. — Финансирование расходов осуществляется за счет средств субсидий по федеральной целевой программе развития образования. Получение средств осуществляется на основании проведения конкурсных процедур в текущем финансовом периоде. Таким образом, после получения дополнительных финансовых средств в 2016 году будет целесообразно выделить данные мероприятия в отдельную подпрограмму».

Материалы по теме
Стартап: Инклюзивное образование в Красноярске
Как в Красноярске воплощают полезные и важные идеи

Попова рассказала, что в городе разработана модель инклюзивного образования, утверждены 79 пилотных площадок — 35 школ и 44 дошкольных учреждения, в которых создается доступная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. За последние три года 30 школ Красноярска на основании конкурсного отбора получили более 27 млн рублей из федерального бюджета по федеральной программе «Доступная среда». В нескольких школах появились мобильные лестничные подъемники, оборудование для туалетных комнат и прочее. Планируется, что в 2015-2016 годах количество детей, получающих инклюзивное образование, увеличится на 49%.

Депутаты подняли тему неудовлетворительного состояния зданий специальных коррекционных школ Красноярска и поинтересовались, сколько из них в ближайшие годы могут рассчитывать на капитальный ремонт. Оказалось, что только две — на ул. Новосибирской и на ул. Быковского.

Председатель комиссии Марина Малышева, которая активно ратовала за создание специальной подпрограммы об инклюзивном образовании, выразила сожаление, что главное управление образования пока отложило эту идею: «Подпрограмма дала бы возможность привлекать дополнительное финансирование из городского бюджета. Пусть бы оно было даже очень незначительным, точечным, но можно было бы внести в проект еще какие-то школы, хоть и с минимальным финансированием. Но бюджет сейчас сложный, и средства можно снять только с какого-то другого учреждения, а этого делать не хочется».

«Для меня важно, чтобы эта деятельность свелась теперь не к подпрограмме, а к проекту. Проект „Инклюзивное образование“ достаточно серьезный, весомый, потому что средства сюда отпущены хорошие — некоторые школы получат до 2 млн рублей. Появятся сенсорные комнаты, логопункты, различное оборудование, которое поможет детям со слабым слухом или зрением. Началась большая, серьезная работа», — заключила Малышева.

Депутат Елена Курамшина обратила внимание на то, что до сих пор остается нерешенным большое количество конкретных вопросов организации процесса образования в школах детей с особыми потребностями:

«Нужно более тщательно комплектовать классы, более индивидуально подходить к каждому ребенку и создать такую среду, которая и ему была бы комфортна, и педагогам, и другим детям. За ребенком должен быть закреплен какой-то специалист, чтобы его здоровье находилось под контролем. Все это нужно „зашить“ в подпрограмму. Остается еще много вопросов, как конкретно будет осуществляться образовательный процесс, доставка детей в школу и так далее. Мы будем отрабатывать этот вопрос с комиссией и юристами, может быть, и родители выступят со своими предложениями».

В результате депутаты приняли решение принять информацию к сведению и рекомендовали главному управлению образования составить перечень школ, которые не вошли в число пилотных площадок, но нуждаются в выделении средств на создание доступной среды для детей-инвалидов.

Школьные проблемы

Затем депутаты приступили к рассмотрению собственно муниципальной программы о развитии образования. С докладом об основных позициях документа выступил руководитель главного управления образования Алексей Лапков. Он сообщил, что программа состоит из шести основных подпрограмм: «Развитие дошкольного образования, создания условий для осуществления присмотра и ухода за детьми», «Развитие общего образования», «Развитие дополнительного образования», «Организация отдыха и занятости детей в каникулярное время», «Развитие физической культуры и спорта в системе образования», «Обеспечение реализации муниципальной программы».

Общий объем финансирования программы на три года составляет более 32 млрд рублей, в том числе на 2016 год — 11,6 млрд рублей. В документ заложены средства на открытие новых мест в детских садах и школах, рост охвата детей дополнительным образованием, каникулярной занятостью, отдыхом в загородных и пришкольных лагерях, а также рост числа занимающихся спортом и выполняющих нормы ГТО.

Особый интерес депутатов вызвала тема обустройства пришкольных спортивных площадок. По словам Лапкова, в ближайшее время запланировано построить за бюджетные средства 15 новых плоскостных сооружений. Геннадий Торгунаков предложил альтернативный подход — привлекать к строительству площадок предпринимателей: «Бизнес мог бы взять на себя обязательства по строительству плоскостных сооружений, а муниципалитет — в дальнейшем выкупать себе часы для проведения там мероприятий». Руководитель главного управления образования выразил готовность обдумать это предложение.

Материалы по теме
Топ необычных школ Красноярска
Самые примечательные учебные заведения города

Татьяна Рыкунова напомнила Алексею Лапкову о проблемной ситуации в лицее № 1, к которому недавно присоединили школу № 138. «В лицее теперь учится 1829 человек. Присоединенная школа находится в удручающем состоянии. Там нужно очень серьезное вливание делать, чтобы довести все до ума», — посетовала депутат. Чиновник ответил, что осведомлен о ситуации, и заверил, что у школы будет возможность получить необходимое финансирование.

Сергей Суртаев привлек внимание к развитию образовательной инфраструктуры в мкрн Солнечный. В частности, он предложил рассмотреть возможность выделения финансирования на ремонт кровли и ограждения Центра детского творчества.

Сергей Толмачев поинтересовался, как активно красноярцы обращаются за предоставлением субсидий за выход из очереди в дошкольное учреждение. В ответе прозвучало, что к настоящему времени за выплатой обратились 1422 семьи, в то время как к концу октября запланировано было около 3 тыс. В среднем в управление поступает около 200-250 таких заявлений в неделю.

Александр Негруцкий поднял проблему пожарной безопасности в школах. Алексей Лапков пояснил, что в ряде школ, где система пожарной сигнализации подлежала замене в связи с выходом срока использования с санкции МЧС было решено ограничиться регулярной ревизией датчиков, что позволяет экономить бюджетные средства.

Марина Малышева предложила главному управлению образования рассмотреть вопрос о перепрофилировании бывшего приюта «Надежда» на ул. Прушинской под детский сад — Лапков пообещал рассмотреть это предложение. Также депутат предложила провести разъяснительную работу с родителями и руководителями школ о предоставлении детям-инвалидам в школах двухразового горячего питания, а также провести мониторинг ситуации в целом.

«Меня удивило, что сейчас дети, имеющие в управлении соцзащиты статус ребенка-инвалида (по решению МСЭК), не имеют права на бесплатное двухразовое питание до тех пор, пока им не будет присвоен статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. А это компетенция районных МППК (медико-психолого-педагогических комиссий). В отрасли образование не существует понятия „ребенок-инвалид“, есть понятие „ребенок с ограниченными возможностями здоровья“ (ОВЗ). Дети с ОВЗ в школе получают льготу по обеспечению их двухразовым бесплатным питанием. Это хорошая поддержка, но пока не все школы эту работу до конца провели», — посетовала Марина Малышева.

По итогам обсуждения депутаты рекомендовали администрации города Красноярска утвердить проект программы с учетом высказанных предложений.

Екатерина Семьина специально для Newslab.ru

Малышева Марина Михайловна
Депутат Красноярского Городского Совета
Курамшина Елена Вячеславовна
Депутат Горсовета Красноярска
Лапков Алексей Викторович
Бывший руководитель главного управления образования Красноярска
Торгунаков Геннадий Григорьевич
Экс-депутат Горсовета Красноярска
Суртаев Сергей Николаевич
Экс-депутат Горсовета Красноярска
Толмачев Сергей Александрович
Первый заместитель главы Запорожской области
Негруцкий Александр Сергеевич
Директор Красноярского кадетского корпуса имени А.И.Лебедя, экс-депутат Горсовета Красноярска

Рекомендуем почитать