Какую замечательную всё-таки привычку завели себе новейшие английские группы — брать и совершать на второй пластинке какой-нибудь удивительный радикальный разворот. Что The Horrors, что These New Puritans вслед за энергичными дебютами выпустили по пластинке странной и прекрасной — и вот теперь Foals выполняют схожий манёвр. На «Total Life Forever» их нервная, колкая, вечно куда-то рвущаяся музыка как будто неторопливо встаёт, расправляет плечи и устремляется во все стороны разом — и зрелище получается чрезвычайно захватывающее.
Не зря на обложке новой пластинки Foals плавают под водой — в «Total Life Forever» их действительно как будто уволокли под воду, размыли их четкие линии, сделали более текучими и плавными. Причём не сказать, что такое «разбавление» заметно ослабило силу их воздействия. Скорее скажем так — из любого крепкого алкогольного напитка, обычно бьющего прямиком в голову, можно соорудить изысканный коктейль, воздействующий более изощренными способами, и Foals здесь поступают со своей музыкой похожим способом. Уже по тому, как открывающая «Blue Blood» не мчится на слушателя блитцкригом, как раньше, а медленно и осторожно собирает сама себя по кусочкам (бас вступает только минуты через две после начала, немыслимое для Foals дело), понятно, что мы имеем дело с немного другими Foals.
Эти Foals никуда особенно не торопятся — только один номер этой пластинки, немного блаженная романтическая распевочная «This Orient», функционирует на тех же скоростях, что и дебютная пластинка ребят «Antidotes». Эти Foals больше не рвутся немедленно устроить грандиозную инди-дискотеку — да, тут в звуке местами есть немного фанка, но он радикально замедлен и сдобрен разными странными сторонними вливаниями. (Скажем, «Miami» звучит, как неожиданный гибрид хип-хопа и группы The Cure времён поп-шедевриков альбома «The Head on the Door», а расслабленный поп-фанк заглавной вещи отвечает на вопрос что получилось бы, если бы Red Hot Chili Peppers вздумали поиграть в Talking Heads).
В этих Foals, наконец, проявляются вдруг вещи, ранее им совершенно несвойственные — нежность, деликатность, немного трепетная эмоциональность; все лучшие здешние песни раскрывают свои стратосферные красоты не торопясь, будто с легкой стеснительностью. Вот «Black Gold», где размеренный мелодичный пост-панк на середине на минутку грозится обернуться рокочущим штормом в духе первой пластинки, но вместо этого пост-роковые гитарные волны уносят песню куда-то ввысь. Вот «2 Trees», где меланхоличную и адски красивую мелодию вдруг словно в рапиде засасывает в звуковую воронку межгалактических пропорций. Вот, наконец, «Spanish Sahara», семь минут размеренного и плавного скольжения вверх по лестнице в небо. Если на «Antidotes» казалось, что Foals всю дорогу только и делают, что ещё крепче затягивают пружину внутри собственного механизма, то «Total Life Forever» — это момент, в котором они разлетаются во все стороны красивыми разноцветными осколками, растянутый на прекрасные пятьдесят минут. Ради таких вот сюрпризов и стоит слушать всю эту музыку.
Иванов-Ножиков, человек с магнитофоном в голове