Вместо вступления: С сегодняшнего дня мы решили завести рубрику, в которой будем составлять разные списки фильмов по самым разным поводам (и без них тоже). Чтобы было веселее. А начнём мы — уж не знаю, почему — с творчества некогда замечательного актёра Николаса Кейджа.
Последние десятилетия полтора (примерно с тех пор, как ему перепал «Оскар» за роль сценариста-самоубийцы в фильме Майка Фиггиса «Покидая Лас-Вегас») Николас Кейдж развил невероятную активность в кино — такую, что у многих зрителей уже давно сложилась стойкая аллергическая реакция на любой фильм, где на афише маячит его физиономия.
Меж тем, и в последние годы у Кейджа были серьёзные творческие удачи. Да, их не так-то просто отыскать — но попытаться стоит, потому что когда Кейдж в ударе и под присмотром хорошего режиссера, он по-прежнему способен ого-го на что. Рассмотрим примеры из позднего этапа его карьеры.
5 нужных поздних фильмов Николаса Кейджа
«Плохой лейтенант»
В этом странном, перекошенном, непредсказуемом фильме безумного немца Вернера Херцога Кейдж хорош, как никогда. Его медленно, но верно слетающий с катушек лейтенант МакДона — воплощение подкрадывающегося психоза; скрюченный, с торчащими скулами и выпученными глазами, в нелепо висящем пиджаке, он мчится сквозь этот странный фильм будто наискосок, против шерсти, на двойной скорости.
«Пипец»
В хулиганском ревизионистском комиксе Мэттью Вона Кейдж — сам большой поклонник комиксов, выбравший себе псевдоним в честь героя одного из них — играет такого эрзац-Бэтмена, бывшего полицейского, вышедшего на тропу мести в маске и плаще. Выбор именно Кейджа на эту роль абсолютно понятен — никто лучше него не смог бы показать то потаённое безумие, что медленно тлеет внутри вроде бы положительного героя, который как ни в чём не бывало учит свою 11-летнюю дочь крошить людей всеми доступными средствами.
«Оружейный барон»
Блистательный бенефис Кейджа, почему-то мало кем замеченный — великолепная роль торговца оружием во вдумчивом, ехидном и горьком фильме Эндрю Никкола. Кейдж традиционно блистает в ролях скользких в моральном отношении героев — здесь он играючи осуществляет американскую деловую мечту формата «Из грязи в князи», торгуя средствами для убийства человеческих существ. И в том, как обаятельно он выглядит в процессе — ещё одно большое достижение актёра.
«Великолепная афера»
Небольшая смена режима — негромкая криминальная комедия после кучи громогласных блокбастеров и боевиков. Здесь Кейдж довольно убедительно вживается в роль подверженного массе фобий мелкого мошенника — смотреть за ним одновременно ужасно смешно и немножко больно, особенно в грустном, но отчего-то кажущимся абсолютно правильном финале.
«Адаптация»
Двойной удар Кейджа, фантастический выход в роли близнецов-сценаристов Чарли и Дональда Кауфмана в язвительной деконструкции самого жанра киношной экранизации от мастеров высоколобой эквилибристики Спайка Джонзи (режиссура) и Чарли Кауфмана (сценарий). Кейдж — вроде бы совершенно неявный кандидат на роль нервического, заикающегося, потеющего, вечно сомневающегося в себе сценариста, но актёр отрабатывает невероятно сложную роль с таким блеском, что за это можно простить сколько угодно невнятных блокбастеров.
5 ненужных поздних фильмов Николаса Кейджа
«Сезон ведьм». Этого фильма мы ещё не видели, а уже неохота — даже на уровне роликов средневековой ужастик режиссера Доминика Сены («Белая мгла», «Угнать за 60 секунд») не вызывает никаких чувств кроме тоскливого недоумения. Мол, ребята, ну зачем? А ведь когда-то Сена дебютировал замечательным триллером «Калифорния» — и куда всё делось?
«Опасный Бангкок». Летаргичный ремейк неплохого тайского фильма, сделанный самими же авторами оригинала братьями Пан, «Опасный Бангкок» запомнился в первую очередь нелепой прической Кейджа и... да, собственно, больше ничем.
«Пророк». Летаргичная экранизация рассказал Филлипа Дика запомнилась в первую очередь, ой, см. выше.
«Башни-близнецы». Оливер Стоун взялся снимать фильм на такую страшную и неодназначную тему, как 11 сентября, и вдруг выдал в результате какую-то сплошную надрывную мелодраму. Кейдж выступил сообразно творческой задаче.
«Плетеный человек». Вероятно, низшая точка кейджевской карьеры — нелепый и дурной ремейк 70-тнической жанровой классики, в котором нелепо и дурно абсолютно всё, и Кейдж в первую очередь.
Сергей Мезенов