Начнём с прокатных фильмов года, которые оставили особый след в сердце.
Чудесная ирландская мелодрама о взрослении и воспитании чувств разговаривает о самом важном негромко и без надрыва — но с такой честностью, открытостью и искренностью, что не прислушаться невозможно.
Лауреат «Оскара» за прошлый год, изумительно откалиброванное журналистское расследование очень большой и очень тяжёлой темы, практически образец социально ответственного фильма — не говоря уже о том, что сборник потрясающе сдержанных актёрских работ высочайшего уровня.
Неожиданно многослойный и актуальный мультик от компании «Дисней», волшебное приключение, остроумно устроенный детектив и злободневное социальное высказывание в одном флаконе. По весне казалось, что просто хороший мультик — к занавесу года, когда отстрелялись своими полнометражными проектами конкуренты, стало ясно, что сильнее выступления в жанре мэйнстримовой полнометражной анимации в этом году не было.
Томная и эстетская мелодрама о том, что такое любовь с участием двух прекрасных актрис.
И снова о взрослении, только на этот раз при помощи иной оптики — действие комедии Ричарда Линклейтера происходит в безвременье между важным, в несколько дней до начала учёбы в колледже, когда будущие студенты маются дурью и развлекаются, как умеют. На выходе получается не только очень смешная комедия, но и мудрое кино о молодости и времени.
«Любой ценой»
Степенный техасский нуар в постановке шотландца Дэвида Макензи выдержан в стиле кантри-баллады — более-менее всё, что есть в этом фильме, было где-то ещё, но всегда можно исполнить так, что всё равно схватит за сердце. Плюс здесь есть любимый за весь год момент чистой выразительной кинематографической красоты, который невозможно объяснить — Джефф Бриджес заворачивается в одеяло и идёт через дорогу.
«Служанка»
Новый фильм корейского маэстро Пак Чхан Ука — расписанная шкатулка с двойным, а то и с тройным дном. Горячечная готически-эротическая история минимум дважды совершает неожиданные смысловые кульбиты, переворачивая восприятие происходящего с ног на голову, и прячет за своей эстетской формой пижонски изощрённого триллера серьёзное и грустное размышление об эксплуатации всех мастей.
Нелюбимые фильмы года
«Гордость и предубеждение и зомби»
Многострадальная экранизация литературного мэш-апа, что плелась к зрителю несколько лет, обернулась тоскливой невнятицей.
«Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
Столкновение двух самых главных супергероев планеты обернулось двумя с половиной часами визуального мрака, повествовательной беспомощности и торжества деструктивных спецэффектов.
Никто не понял, зачем на свете существует это продолжение, в том числе и его собственные авторы.
Ужасно грустно, что прощальным фильмом Гэрри Маршалла, большого американского сентименталиста, подарившего нам «Красотку», стало это ленивое праздничное мелодраматическое попурри.
Ещё один (см. «Белоснежка и охотник 2») пример того, как желание студии забацать продолжение популярного хита пересиливает все доводы здравого смысла, в том числе и отсутствие внятной истории.
А вот — пример того, как вычурный визуальный стиль и людоедское чувство юмора вытесняет в картине всё остальное, но поддерживает в художнике веру в собственные силы. Шутка, заслуживающая максимум короткометражки в четверть часа длиной, агонизирующе многозначительно размазывается на два невыносимых часа.
Компании DC Comics, строящей свою киновселенную в ответ «Марвел», в этом году патологически не везёт — два её главных проекта года, «Бэтмен против Супермена» и вот это, оказались сгустками невероятной невнятицы.
Русский копеечный трэш, бессмысленный и беспощадный.
На этой позитивной ноте позвольте пожелать всем счастливого нового года, отличных кинопремьер и впечатлений и заодно откланяться — моё участие в написании текстов на Newslab на этом заканчивается. Спасибо вам большое за всё, все эти годы вы были отличной аудиторией. Надеюсь, и вам было хоть немножечко интересно. Всего хорошего и удачи, ваш Сергей Мезенов.