>
>
«Вода тащила бревна и автомобили»: истории утопавшего Красноярска

«Вода тащила бревна и автомобили»: истории утопавшего Красноярска

29.03.2021
24

«Кача снесла два моста»

наводнение весной 1888 года

«Беда пришла в ночь на 24 апреля 1888 года, во время заутрени на светлое Христово воскресение. Всю ночь Енисей набирался сил, вода пребывала до 8 утра, сильный ветер, до 16 метров в секунду подгонял речные волны», — писали современники. К утру вода в Енисее поднялась почти на 350 сантиметров выше своего обычного уровня, а в Каче на 335 сантиметров.

Вышедший из берегов Енисей затопил все нижние части города и разрушил все строения у пароходных пристаней, а Кача снесла два моста. Жителям Закачинской слободы пришлось спасаться на Караульной горе. Спасти вещи и дома не было никакой возможности.

Наводнение причинило городу и его жителям большой ущерб — 35 743 рубля. Красноярск потерял городское имущество на 8700 рублей. Больше всего пострадал купец Хилков, ставший беднее на 11 400 рублей. Гадалов и Сибиряков лишись имущества на 5000 рублей каждый. Для сравнения: килограмм телятины тогда стоил 70 копеек за 1 кг, а 400 г ржаного хлеба — 4 копейки.

На втором месте по потерям оказался Енисейск — там ущерб оценили в 32 025 рублей 50 копеек. Всего Енисейская губерния получила ущерб на сумму 266 039 рублей 57 с половиной копеек. Погибло большое количество скота, только чудом удалось избежать людских жертв.

«Затонуло два парохода»

ледоходы 1906 и 1909 годов

До строительства Красноярской ГЭС на Енисее регулярно возникали заторы льда во время весеннего ледохода. Резкий подъем воды выносил лед на берег, массивные куски льда повреждали зимующие на берегу суда.

В 1906 году при вскрытии реки Енисей ледоходом, начавшемся 5 апреля, городу был причинен огромный ущерб. Лед разрушил купальни, находившиеся в протоке около Посадного острова, у принадлежащих городу двух пароходных пристаней, находившихся в то время в пользовании пароходства «Россия» и А. П. Кузнецова разрушило льдом и вынесло почти все строение обрубов, поддерживающих насыпь и расположенные на ней постройки. Стоимость ремонта оценивали в 400-500 рублей.

Берега были загромождены льдами так, что потребовалась усиленная расчистка четырех взвозов: Жандармского, Сазановского, Старо-Кузнечного и Шипилинского. Из городского бюджета на эти работы было выделено до 200 рублей, кроме этого из городских и паровых колодцев жителям города стал производиться отпуск «даровой воды».

В апреле 1909 весенний ледоход на Енисее и Ангаре повредил суда, зимующие в Стрелковской протоке — баржи вынесло в реку, два парохода затонуло. Это происшествие, хоть и причинило большие убытки, послужило благой цели — уже в июне в Красноярске началось строительство затона для безопасной зимовки и ремонта судов. Весенний ледоход 1910 года уже не был опасен для зимующего флота. Позднее на этом месте был построен «Красноярский судоремонтный завод».

«Над водой показалась рука...»

Наводнения 1937 и 1941 года

О наводнении 1937 года в Красноярске информации почти нет. В архивах упоминается лишь тот факт, что оно стало одним из самых разрушительных для Енисейска — во второй декаде мая вода полностью затопила город, а также окрестные населенные пункты. Готовиться к нему начали в начале апреля, когда стало понятно, что на юге формируется «большая волна». Все государственные, общественные и кооперативные организации и частные лица, имеющие спасательные средства (моторные и весельные лодки, спасательные круги, брезент, багры и прочее), должны были привести их в исправность, зарегистрировать в горсовете, сельских советах и по первому требованию полномочных комиссий передать в их распоряжение.

С этим наводнением связана и семейная история автора, которая позволяет оценить уровень подъема воды в Каче во время этого наводнения еще до наступления его пика. 14 апреля прадед Михаил, служивший извозчиком при одной из красноярских заготовительных контор, должен был отвезти товар в «закачинскую» часть города. Мост через Качу в то время находился в районе современного Дворца пионеров.

Вода в реке поднялась настолько высоко, что уже перекатывалась через проезжую часть. Это испугало лошадь. Она понесла и «промахнулась» мимо моста, отправив повозку в реку. Ее нашли в протоке на следующий день, а вот прадеда — только через несколько суток. Когда вода в Каче стала спадать, над водой показалась рука, намертво примотанная к опоре моста кнутом.

В ночь перед 1 мая 1941 года в Красноярске тревожно завыли заводские гудки. Они не приглашали людей на демонстрацию, а предупреждали о подъеме воды в Енисее. Мощный затор льда, образовавшийся в районе Кубеково заставил уровень воды «скакнуть» сразу на 7,5 метров. Высокий уровень продержался 4,5 дня. При прорыве затора громадные массы льда неслись со скоростью до 2,5 м/с. По берегам остались горы льда. На острове Отдыха, который находится у правого берега, нагромождения льда достигали верхушек телеграфных столбов.

«Деревья в Саянах засыпало по макушки»

наводнение 1966 года

В 1960 году на Енисее началась грандиозная стройка Красноярской ГЭС. Помимо выработки электричества, гидротехническое сооружение должно было полностью избавить город от наводнений. Но еще в момент строительства, зимой 1965-1966 годов в верховьях Енисея выпало очень много снега. Очевидцы говорят, что в саянских горах деревья были засыпаны по самые макушки. Поэтому строители ГЭС решили поторопиться с укреплением берегов и наращиванию перемычек котлована.

Но весной большая вода все же пришла в Красноярск. Весной и летом наводнение затапливало частные дома, остров Отдыха, где в тот момент строился Центральный стадион, а также набережную.

Материалы по теме
Фотоистория: Со Взлётки в небо!
Уникальные кадры старого красноярского аэродрома

Вода полностью затопила производственные площади авиаремонтных мастерских, расположенных в то время на острове Молокова, и окружавшего их жилого поселка. Работа и жизнь людей была парализована на 2 недели. Поэтому городским властям пришлось искать решение, куда перенести предприятие. Сделать это удалось лишь в 1974 году — авиаремонтные мастерские переехали на Взлётку.

«Будет страшная засуха — Енисей вышел из берегов»

наводнение 2006 года

После того, как ГЭС заработала в полную силу, наводнения, если и происходили, то почти незаметно. В 1988 году летом вода залила остров Отдыха и нижний ярус набережной и тащила по течению крупные бревна, которые утащила с ДОКа. Это наводнение связывали с небольшим сужением русла реки — его провели ради строительства музея Ленина. В 1999 и 2000 Енисей затопил северные поселки Ворогово и Ярцево. Но серьезных проблем в Красноярске не ждали, уверенные том, что находятся под защитой.

В июле 2006 года в Туве неожиданно начался подъем воды в Енисее. Способствовала снежная зима и проливные дожди, которые шли в горах. Сдержать воду совместными усилиями Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС не получилось, водохранилище Красноярской ГЭС тоже достаточно быстро переполнилось. Поэтому было принято решение существенно увеличить сброс воды. В итоге Енисей вышел из берегов в границах Красноярска.

Вода затопила дома, дачи, гаражи, смыло с набережной машины и летние кафе. К счастью, удалось избежать подтопления водозаборов, иначе, говорят специалисты, город мог бы остаться без воды.

«Родилась даже шутка: „Будет страшная засуха — Енисей вышел из берегов“. Счет шел на сантиметры: „до подтопления станции осталось...“. И цифра. И время — „при увеличении сброса теми же темпами станцию затопит через десять часов...“. Практически сводки с фронта: сколько врагу осталось до нас. Но как-то обошлось. До этого рубежа враг не добрался», — писал в то время Newslab.

С тех пор в Красноярске из берегов выходили только мелкие реки — Кача, Бугач и Базаиха. С ними легко справляются коммунальные службы города. Они заранее чистят русла, режут лед и внимательно следят за уровнем воды. К сожалению, иногда природа капризничает, принося зимой обильные осадки, а затем и теплую весну. Приготовила ли она сюрпризы в 2021 году — узнаем позднее.

Анна Кравченко специально для Newslab.ru

Рекомендуем почитать