Annie, США, 2015
Режиссёр — Уилл Глак
В ролях: Кувенджане Уоллес, Джейми Фокс, Роуз Бирн, Кэмерон Диаз, Бобби Канавале
Продолжительность — 118 мин.
Некоторые из умнейших и глубочайших фильмов, снятых в этом столетии, были детскими — но в то же время обратной ситуации, в которой все детские фильмы становились умными и глубокими, не происходило. «Энни» — наглядный пример этого феномена; в смысле, второй половины детских фильмов.
Для нас история сиротки Энни — не особенно знакомое явление, но в Штатах Энни — героиня, известная почти столетие. Газетный комикс про неё придумали ещё в 1924-м (а официально закрыли насовсем только в 2010-м); потом были два фильма в 30-е, популярный бродвейский мюзикл в 77-м и экранизация мюзикла пятью годами позже, ставшая одним из последних фильмов для великого голливудского эксцентрика Джона Хьюстона. Новая «Энни» — творческая переработка мюзикла, и первая в истории героини попытка пересадить её из родного ей времени американской Великой Депрессии в реалии 21-го века.
Когда на открывающих титрах режиссёр Глак, автор не самых глупых комедий на свете «Отличница лёгкого поведения» и «Секс по дружбе», находивших для проверенных временем жанров школьной и романтической комедии новые, созвучные сегодняшнему дню интонации, размечает звучащую за кадром увертюру уличными звуками Нью-Йорка, на минутку кажется, что он подобрал ключик и к тому, как адаптировать стародавнюю слезоточивую историю к ритмам современности. Это, впрочем, только на минутку — да, суррогатный папа тут владеет сотовой компанией, а в финале важную роль играют соцсети, но интонационно «Энни» с потрохами принадлежит прошлому. Причём даже не родным для героини временам Великой Депрессии и не бродвейским 70-м, а немного другой эре — рубежу 80-х и 90-х с их расцветом отполированной формы голливудского детского кино, преподносимого в качестве такой залакированной глянцевой фантазии о волшебном исполнении желаний.
При всех мелких деталях, укореняющих историю Энни в реалистичном уличном пространстве (дружба Энни с лавочником по соседству, например), в большом смысле «Энни» идёт тропой современной городской сказки, причём максимально простодушной и упрощённой. Самое смешное, что уже здесь внутри фильма включается заметный диссонанс — замечательная девочка Уоллес играет Энни именно как находчивую и острую на язык сметливую уличную девчонку, в то время как взрослые актёры играют на понижение, изображая стереотипичных сказочных героев; причём Диаз в роли хозяйки небольшого приюта для девочек на дому почему-то играет в куда более циничной и жёсткой истории, чем те же медовые Бирн и Фокс.
К собственным музыкальным номерам фильм тоже как будто так и не может придумать, как относиться. Он будто бы задумчиво перебирает постановочные и аранжировочные решения, но так в результате и не останавливается ни на одном конкретном подходе — а в отсутствии единой эстетики песенные номера в конечном итоге начинают казаться чужеродными, вставленными механистично и непонятно зачем, вплоть до того, что даже сами герои начинают периодически удивлённо спрашивать: «Это ты мне сейчас поёшь?» Кажется, когда у людей получается сказать новое слово в старой истории, это не выглядит так разрозненно и наперекосяк, как в новой «Энни».
Вердикт — новый старый мюзикл — основательно недокрученный