В ролях: Сильвестр Сталлоне, Джули Бенц, Мэттью Марсден, Грэм МакТэвиш, Пол Шульц
Продолжительность – 85 м
Это, конечно, удивительная история. Не фильма даже, а его создателя. Который начал героем, но скатился сначала в тупое мясо, а затем и вовсе сделался посмешищем. Но потом настал момент, когда герои его поколения тихо ушли в закат – один сменил поле деятельности, другой тихонько стух в качестве героя и переключился на другие жанры, а поколение помладше так и не смогло предложить убедительного кандидата на звание главного брутального мужчины планеты (хотя претенденты были, были, чего уж там, и продолжают время от времени выползать на люди). И он встал, словно Илья Муромец с печки, отряхнулся, вытащил из нафталина двух своих главных героев, одного за другим – и ка-а-а-а-а-к вломил, что всё вокруг аж закачалось.
В отличие от «Рокки Бальбоа», который брал в первую очередь своей искренней сентиментальностью, в «Джоне Рэмбо» (будем называть вещи своими именами, ага?), нет ровным счётом ничего сентиментального. Это крепкое, кряжистое, брутальное кино действует со всей тонкостью и эффективностью хорошего удара бейсбольной битой промеж глаз – Сталлоне почти не меняет выражения лица и изъясняется исключительно максимально ёмкими репликами о Самом Главном (в частности, на предложение спасти мир отвечает дословно “Fuck the world”), но ему, право слово, и не надо никаких дополнительных выразительных средств. В этом фильме он – фигура почти что мифическая, этакий вопиюще не современный самурай, молчаливый мудрый воин, который знает, что важнее не у кого чище намерения, а у кого мощнее пулемет.
Сталлоне добавляет в этот образ дополнительных любопытных коннотаций – его герой перевозит людей на лодке практически из мира живых в мир смерти, а в центре сюжета лежит путешествие вверх по реке в жаркой азиатской стране, охваченной войной (Фрэнсису Форду пламенный привет). Но это всё, конечно, лирика – главней та немногословная простота, с которой Рэмбо в нужную минуту выхватывает мачете и принимается класть врагов направо и налево.
Сталлоне чётко понимает, что в финальной гастроли Джона Рэмбо нет места никаким компромиссам – так что в фильме нет никакого красочного залакированного экшена, напоминающего скорее фотосессию для гламурного журнала. Нет, тут убивают грубо и грязно, и даже не сильно изобретательно – что ещё нужно солдату, если есть пулемет, нож и собственные руки? И вот эти девяносто минут самых простых истин, высказанных твёрдо и без суеты, каким-то непонятным образом является именно тем, что страшно нужно здесь и сейчас. Джон Рэмбо вернулся домой, но перед этим так спас мир – и как не сказать ему за это спасибо?
Вердикт Кочерыжкина – со всех сторон правильное прощание с героем детства.