Главная
>
Статьи
>
«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» / «Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull»

«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» / «Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull»

22.05.2008
24
Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Харрисон Форд, Кейт Бланшетт, Шиа ЛаБёф, Карен Аллен, Рэй Уинстон, Джон Хёрт, Джим Броадбент
Продолжительность – 124 м



«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» / «Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull»

Скажем прямо – могло быть и хуже. Творческая связка «Спилберг-Лукас», придумавшая когда-то Индиану Джонса и ответственная за все его приключения, может, и не потеряла хватки в коммерческом отношении, но вот с творчеством у них в последнее время как-то не густо. Одного мотает от мрачных кровавых драм на надрыве («Мюнхен») к неубедительным апокалипсисам со спецэффектами («Война миров»); о том, чего наворотил второй с другим любимым многими фантастическим сериалом, лучше тактично умолчать. Да и Харрисон Форд, чай, давно не мальчик. В общем, страшновато было за судьбу профессора в шляпе и с хлыстом, что тут говорить. Но выкрутились они, надо признать, достойно. Не блистательно, нет. Но достойно.


«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» / «Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull»

Нет, свежий «Индиана» ни в коем разе не идеален. В нём полно глупостей, дуростей и привычно плохих идей, вечно тянущих ко дну работы и Спилберга, и Лукаса. Наговорив в промо-интервью с три короба о том, как всё снималось по старинке, без лишних компьютерных эффектов, они, тем не менее, не удержались и полфильма по привычке нарисовали в компьютере. Спилберг и здесь демонстрирует свою несдержанность в том, что касается сцен действия – центральная погоня в джунглях, как и сцены атак тираннозавров в первом и втором «Парках Юрского периода», длиннее примерно вдвое, чем нужно. Лукас же в основной сюжетной линии про хрустальный череп и его хозяев насочинял такой первостатейной ерунды, что только успевай присвистывать. (Справедливости ради – священный ковчег, от которого у нацистов таяли физиономии в «Поисках потерянного ковчега» и дети-рабы в подземных каменоломнях секты идолопоклонников в «Храме судьбы» тоже были не бог весть какими умными идеями).


«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» / «Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull»

Периодически «Королевство» превращается в натуральных «Пиратов Карибского моря» – все эти джунгли, водопады, древние духи и всё такое прочее. Да и продолжительный сеанс фехтования на «УАЗиках» подозрительно напоминает сеанс фехтования на оторвавшемся мельничном колесе из вторых «Пиратов». Лепить из вездесущего (см. «Трансформеры», «Паранойя», «Константин») спилберговского протеже ЛаБёфа молодого Брандо из «Дикаря», как это делается в сцене его появления, тоже некоторый перебор – ЛаБёф парень симпатичный, но не настолько. Главное, впрочем, чтобы про него в финале было всерьёз – ну, о том, что шляпу Индианы ему ещё рано отдавать, не дорос ещё. А то со Спилберга с Лукасом станется – придумают нам новый сериал с молодым героем вместо старого, и готово дело.


«Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» / «Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull»

Но – пора уже перейти к главному – самое удивительное, что при всех этих многочисленных и зачастую весьма серьёзных просчётах, новый «Индиана Джонс» смотрится на удивление легко. В первую очередь благодаря тому, что в нём есть то самое качество, что когда-то делало Спилберговские фильмы неотразимыми, а последний раз проявлялось у него на полную в «Поймай меня, если сможешь». (И которого у Лукаса, судя по недавно пересмотренным первым – ну, то есть, четвертым «Звёздным войнам», не было вообще никогда). Такая специальная легкость походки, неподдельная молодецкая удаль, благодаря которой даже самый идиотский сюжет кажется вдохновенным хулиганством. И то, что в четвёртом «Индиане», со всем его культурным и коммерческим багажом, вместо железной продюсерской хватки в первую очередь просматривается именно это, очень здорово. А дальше к этому центральному посылу начинает по мелочи подшиваться и всё остальное – атомная бомба и холодильник, змея в зыбучих песках, феерическая Кейт Бланшетт в роли трижды Героя Социалистического Труда Ирины Спалько, блестящий Джон Хёрт в роли свихнувшегося профессора, перепалка в грузовике, фирменная ухмылка Харрисона Форда. То есть, Спилберг здесь работает примерно так же, как и его любимый герой – проходится по краю, опасно балансируя на самом краешке пропасти, но в конце всё же выпрыгивает на твёрдую почву, победоносно ухмыляясь. И вроде бы «Браво!» кричать незачем, потому что в подобном исходе никто особенно не сомневался – но сказать, что в процессе трюка сердце не замирало ни разу, было бы лукавством.

Вердикт Кочерыжкина – довольно убедительное продолжение классического развлекательного сериала – не то чтобы готовая классика, но всё же весело и приятно.

Серж Кочерыжкин

Серж Кочерыжкин

Рекомендуем почитать