Достаём гитары — у нас в гостях сегодня Korn, Monster Magnet и Pearl Jam.
Korn
«The Paradigm Shift»
Кажется, что с ощущением «Надо срочно что-то менять» группа Korn живёт как минимум последние полдюжины лет. Они то записывают альбом-возвращение к корням, то, наоборот, бросаются в пучину модных звуков и делают пластинку в стиле «дабстеп» — вот и новая работа бесхитростно называется «Смена парадигмы». От электронного скрежета альбома «The Path to Totality» Korn тут поспешно отступают — навязчиво пищащих синтезаторов, конечно, хватает, но главная звезда пластинки не они, а вернувшийся блудный гитарист Брайан «Хэд» Уэлч. Уэлч ушёл из коллектива восемь лет назад, до выхода альбома «See You on the Other Side» — потому что завязал и нашёл Христа; а вернулся этим летом, потому что, видимо, нашёл точку зрения, с которой Korn и Иисус мирно уживаются в его душе (ну, и не без помощи довольно кислой реакции мира на все его сольные проекты в промежутке). Не стоит, однако, ждать, что, воссоединив двух своих изначальных гитаристов, Korn грянули вдруг прежним гитарным громом — альбом довольно убедительно рычит, но все индивидуальные партии сливаются в единый однообразный гул, неотличимый от песни к песне. Учитывая, что некоторые из здешних песен имеют тенденцию прилипать к уму примерно как раскалённый на солнце гудрон может липнуть к кроссовкам, сравнение будет уместным — на «The Paradigm Shift» Korn будто отливают все свои песни из одного и того же чана с густым гитарным варевом, подставляя раз за разом лишь самую малость меняющиеся формочки. Можно сказать, что Korn хранят верность своему фирменному звучанию — а можно и что за девятнадцать лет они полностью исчерпали все интересные способы по новой сказать всё то же самое.
Monster Magnet
«Last Patrol»
А вот коллектив Monster Magnet уже давно определился с тем, чем он занимается — последние два десятка лет они каждые три года выпускают по горячительной рок-пластинке, замешанной на одних и тех же источниках вдохновения (Black Sabbath, Motorhead, Hawkwind, смешать в вольных пропорциях). С выбранного пути их не сдвинет ничто — ни внезапный коммерческий успех, ни постепенный уход обратно в подполье, ни смена половины состава, ни случайная передозировка бессменного вокалиста и идеолога Дэйва Уиндорфа снотворным. Ни возраст — да, дядюшка Дэйв сегодня больше похож на второстепенного героя «Семейки Аддамс», нежели на рок-звезду, но это не значит, что он не сможет ещё раз задать перцу. Если на последнем альбоме «Mastermind» царил монументальный Black Sabbath’овский лязг, то «Last Patrol» — пластинка имени Hawkwind. На альбоме, записанном в гараже гитариста Фила Кавиано, группа бесстрашно бороздит бескрайние просторы космической психоделии — видимо, не без влияния прошлогоднего юбилейного тура, на котором они в честь 20-летия своего первого (и по-прежнему грандиозного) альбома «Spine of God» исполняли его целиком. Риффы и соло тонут в бесконечном эхе, пока группа, прочно оседлавшая очередной рудиментарный, но неотразимый гитарный рифф, летит на нём прямиком в солнце — так примерно звучит этот «Последний патруль». И слушая, как они развозят неспешный титульный трек на ослепительные девять минут, или мчатся напролом в эпическом номере «End of Time», хочется чтобы он ни в коем случае не оказался последним.
Pearl Jam
«Lightning Bolt»
Большое видится на расстоянии — и как-то за периодическими поисками добрых слов в отношении каждого нового (прогрессирующе простоватого) альбома (некогда) великих Pearl Jam только сейчас стало видно, что, кажется, ребята последние одиннадцать лет переписывают по сути одну и ту же пластинку. Нет, ну правда — последним по настоящему неожиданным альбомом группы был, пожалуй что, «Binaural» (хотя по правде «Lost Dogs», но их надобно вынести за скобки). Да, и в «Pearl Jam», и в «Backspacer» были свои сильные места, но тот контекст, который им задаёт сегодня «Lightning Bolt», немного неутешителен — это хорошие пластинки хорошей группы, куда-то утратившей несколько важных качеств, что в своё время сделали их столь знаменитыми. В разговоре о «Backspacer» мы уже говорили о том, что Pearl Jam ныне явно комфортно быть самими собой. Это, конечно, отличный повод порадоваться за участников группы, регулярно преследуемой разными серьёзными неудачами — но штука в том, что Pearl Jam за годы этих самых неудач и борьбы с окружающим миром привыкли лучше всего работать в сопротивлении, в успешном и праведном противодействии превосходящим силам, беспощадно давящим сверху. А когда сопротивляться стало нечему, группа как будто немного растерялась — история, которая всегда была куда больше, чем просто музыка, даже для них самих, теперь сводится только к музыке. И да, повторимся — неплохой музыке (заполошные «Getaway» и «Mind Your Manners», глэм-роковая «Let the Records Play», атмосферная и грустная «Pendulum», непохожая практически ни на что в каталоге PJ); но раньше Pearl Jam никогда ею не исчерпывались, было что-то ещё, какая-то эмоция, внутренняя история, как подводная метафора в каком-нибудь умном кино. Теперь этого нет, теперь Pearl Jam и правда исчерпываются суммой имеющихся на пластинке звуков. Что тут сказать — спасибо, ребята, что были с нами эти двадцать лет. А дальше мы уж как-нибудь сами.