Главная
>
Статьи
>
Все любят троицу

Все любят троицу

24.10.2013
13

Достаём гитары — у нас в гостях сегодня Korn, Monster Magnet и Pearl Jam.

Korn

«The Paradigm Shift»

Korn  «The Paradigm Shift»Кажется, что с ощущением «Надо срочно что-то менять» группа Korn живёт как минимум последние полдюжины лет. Они то записывают альбом-возвращение к корням, то, наоборот, бросаются в пучину модных звуков и делают пластинку в стиле «дабстеп» — вот и новая работа бесхитростно называется «Смена парадигмы». От электронного скрежета альбома «The Path to Totality» Korn тут поспешно отступают — навязчиво пищащих синтезаторов, конечно, хватает, но главная звезда пластинки не они, а вернувшийся блудный гитарист Брайан «Хэд» Уэлч. Уэлч ушёл из коллектива восемь лет назад, до выхода альбома «See You on the Other Side» — потому что завязал и нашёл Христа; а вернулся этим летом, потому что, видимо, нашёл точку зрения, с которой Korn и Иисус мирно уживаются в его душе (ну, и не без помощи довольно кислой реакции мира на все его сольные проекты в промежутке). Не стоит, однако, ждать, что, воссоединив двух своих изначальных гитаристов, Korn грянули вдруг прежним гитарным громом — альбом довольно убедительно рычит, но все индивидуальные партии сливаются в единый однообразный гул, неотличимый от песни к песне. Учитывая, что некоторые из здешних песен имеют тенденцию прилипать к уму примерно как раскалённый на солнце гудрон может липнуть к кроссовкам, сравнение будет уместным — на «The Paradigm Shift» Korn будто отливают все свои песни из одного и того же чана с густым гитарным варевом, подставляя раз за разом лишь самую малость меняющиеся формочки. Можно сказать, что Korn хранят верность своему фирменному звучанию — а можно и что за девятнадцать лет они полностью исчерпали все интересные способы по новой сказать всё то же самое.

Monster Magnet

«Last Patrol»

Monster Magnet  «Last Patrol»А вот коллектив Monster Magnet уже давно определился с тем, чем он занимается — последние два десятка лет они каждые три года выпускают по горячительной рок-пластинке, замешанной на одних и тех же источниках вдохновения (Black Sabbath, Motorhead, Hawkwind, смешать в вольных пропорциях). С выбранного пути их не сдвинет ничто — ни внезапный коммерческий успех, ни постепенный уход обратно в подполье, ни смена половины состава, ни случайная передозировка бессменного вокалиста и идеолога Дэйва Уиндорфа снотворным. Ни возраст — да, дядюшка Дэйв сегодня больше похож на второстепенного героя «Семейки Аддамс», нежели на рок-звезду, но это не значит, что он не сможет ещё раз задать перцу. Если на последнем альбоме «Mastermind» царил монументальный Black Sabbath’овский лязг, то «Last Patrol» — пластинка имени Hawkwind. На альбоме, записанном в гараже гитариста Фила Кавиано, группа бесстрашно бороздит бескрайние просторы космической психоделии — видимо, не без влияния прошлогоднего юбилейного тура, на котором они в честь 20-летия своего первого (и по-прежнему грандиозного) альбома «Spine of God» исполняли его целиком. Риффы и соло тонут в бесконечном эхе, пока группа, прочно оседлавшая очередной рудиментарный, но неотразимый гитарный рифф, летит на нём прямиком в солнце — так примерно звучит этот «Последний патруль». И слушая, как они развозят неспешный титульный трек на ослепительные девять минут, или мчатся напролом в эпическом номере «End of Time», хочется чтобы он ни в коем случае не оказался последним.

Pearl Jam

«Lightning Bolt»

Pearl Jam  «Lightning Bolt»Большое видится на расстоянии — и как-то за периодическими поисками добрых слов в отношении каждого нового (прогрессирующе простоватого) альбома (некогда) великих Pearl Jam только сейчас стало видно, что, кажется, ребята последние одиннадцать лет переписывают по сути одну и ту же пластинку. Нет, ну правда — последним по настоящему неожиданным альбомом группы был, пожалуй что, «Binaural» (хотя по правде «Lost Dogs», но их надобно вынести за скобки). Да, и в «Pearl Jam», и в «Backspacer» были свои сильные места, но тот контекст, который им задаёт сегодня «Lightning Bolt», немного неутешителен — это хорошие пластинки хорошей группы, куда-то утратившей несколько важных качеств, что в своё время сделали их столь знаменитыми. В разговоре о «Backspacer» мы уже говорили о том, что Pearl Jam ныне явно комфортно быть самими собой. Это, конечно, отличный повод порадоваться за участников группы, регулярно преследуемой разными серьёзными неудачами — но штука в том, что Pearl Jam за годы этих самых неудач и борьбы с окружающим миром привыкли лучше всего работать в сопротивлении, в успешном и праведном противодействии превосходящим силам, беспощадно давящим сверху. А когда сопротивляться стало нечему, группа как будто немного растерялась — история, которая всегда была куда больше, чем просто музыка, даже для них самих, теперь сводится только к музыке. И да, повторимся — неплохой музыке (заполошные «Getaway» и «Mind Your Manners», глэм-роковая «Let the Records Play», атмосферная и грустная «Pendulum», непохожая практически ни на что в каталоге PJ); но раньше Pearl Jam никогда ею не исчерпывались, было что-то ещё, какая-то эмоция, внутренняя история, как подводная метафора в каком-нибудь умном кино. Теперь этого нет, теперь Pearl Jam и правда исчерпываются суммой имеющихся на пластинке звуков. Что тут сказать — спасибо, ребята, что были с нами эти двадцать лет. А дальше мы уж как-нибудь сами.

Рекомендуем почитать