Как вы решили стать учителем?
В детстве любила играть в школу, заниматься с младшими детьми, да еще и росла в семье, где мама — учитель химии и завуч Чулымской школы в посёлке Чистое Поле. Она всегда для меня была примером человека культурного, честного, порядочного, увлеченного своим делом. В школе я любила русский язык, литературу, обожала биологию. Даже в педуниверситет готовилась поступать одновременно на филологический факультет и на факультет биологии-химии. Желание мамы, чтобы я стала учителем русского языка и литературы, и подтолкнуло к окончательному решению.
После получения диплома я ушла в декретный отпуск, да и вообще сомневалась: смогу ли работать учителем, так как годы учебы и практика в двух школах показались мне очень тяжелым испытанием. Возникли сомнения: точно ли смогу, а не ошиблась ли я, выбрав именно этот путь?
Случай всё расставил на свои места: директор поселковой школы попросила меня выйти из декрета раньше, так как у них сильно заболела учительница. В восьмых и девятых классах уже 2-3 месяца некому было учить детей, а впереди у них экзамены. Согласилась, так как понимала — больше некому.
Сколько лет вы уже работаете в школе? Помните ли, как прошел ваш первый урок?
В школе я работаю уже 22 года. Первый урок почему-то не помню, но зато очень хорошо помню 1 сентября 2001 года, когда вышла на работу уже на полную нагрузку. В то время я очень не хотела брать классное руководство. Думала, поработаю пока предметником, поднаберусь опыта, а потом и класс возьму . Но 1 сентября директор попросила меня присмотреть на линейке за пятым классом, так как учителя им ещё не определили.
Там я случайно услышала, как один мальчик шепотом сказал своему другу: «Вон, смотри, это наша учительница, она у нас классным руководителем будет». Если честно, то я до сих пор не знаю, почему он тогда так уверенно об этом говорил. Но то море цветов, что мне надарили после линейки, не позволило моей совести жить спокойно.
Поэтому я сама подошла к директору школы и сказала, что хочу быть классным руководителем у ребят. С тех пор я брала классное руководство уже целых четыре раза, в этом году у меня шестиклассники.
Как организована работа учителя в сельской школе?
Работа учителя, как мне кажется, что в городской школе, что в сельской — это процесс непрекращающийся. Перерыв обычно приходится только на ночное время — с 23:00 до 7:00 учитель может позволить себе отдохнуть и немного поспать, а в остальное время — жизнь кипит. Даже после конца рабочего дня ты все равно продолжаешь что-то планировать додумывать и переделывать.
С годами на подготовку к урокам уходит меньше времени, сейчас я трачу на это около трех часов ежедневно. Но вот проверка тетрадей, сочинений, изложений, словарных диктантов и контрольных работ, а также подготовка к другим школьным делам занимает у меня чуть ли не всё оставшееся время в сутках.
До 17:00 я обычно нахожусь в школе, потом иду домой, где около 20:00 опять сажусь что-то доделывать и проверять. Очень часто все это затягивается до 23:00, а иногда и до полуночи. Это, конечно, очень тяжело.
В этом году мы перешли на пятидневную рабочую неделю, поэтому в субботу я могу позволить себе заняться домашними делами, что радует. Но в воскресенье снова приходится уделять время работе и готовиться к занятиям.
Какие еще задачи вам приходится решать помимо организации и ведения учебных занятий?
Кроме уроков много всего: внеклассные мероприятия, внеурочные занятия, праздники, акции, беседы с учащимися, классные часы, родительские собрания, выставки, консультации у одиннадцатых и девятых классов, послеурочные занятия со слабоуспевающими детьми, с одаренными, выступления на совещаниях, РМО, экспертные комиссии по проверке разных видов работ, ВПР и многое другое.
К тому же я уже несколько лет являюсь руководителем пункта проведения экзаменов на ЕГЭ и председателем муниципальной предметной комиссии по проверке Всероссийской олимпиады школьников.
Как сегодня оплачивается труд педагога? Сколько вы получаете в месяц, хватает ли на жизнь?
Наверное, почти каждый учитель скажет, что его работа оплачивается недостойно, иначе мы бы не работали на 1,5 — 2 ставки. Ставка учителя — 18 часов учебного времени и классное руководство — это примерно 30-32 тысячи рублей в месяц.
У меня нагрузка в этом году 1,5 ставки — 26 часов в неделю и классное руководство. За все это я получаю около 40 тысяч рублей, такой зарплаты едва-едва хватает на самое необходимое в жизни.
Именно поэтому молодой педагог, например, учитель начальных классов, не хочет идти работать в школу. Из-за этого во многих школах острая нехватка кадров.
Сколько детей сейчас учится в вашей школе? В каком состоянии здание?
Учится сейчас примерно 180 человек, иногда чуть больше или меньше. В классах от 12 до 24 человек. Здание школы находится в хорошем состоянии, построено в 1984 году, к тому же в летнее время у нас постоянно ведется ремонт.
Помощь школе оказывает директор градообразующего предприятия. Он неоднократно помогал нам с техникой и ограждением территории в период уборки территории школы весной и осенью.
Благодаря стараниям директора школы за последние 5 лет в каждом классе появился стационарный компьютер или ноутбук, проектор или телевизор. Также у нас подключен интернет, но мы обычно раздаем его с телефона — так удобнее, так как в телефоне безлимит. Класс информатики, к сожалению, не укомплектован, как надо — техника устарела, нужны новые компьютеры.
Интернет в поселке работает хорошо, сбои случаются только тогда, когда возникают проблемы с электричеством: ветер оборвал провода или перестала работать вышка.
С родителями и учащимися есть связь через мессенджеры: ВКонтакте и Сферум. Созваниваемся, если возникли трудности или проблемы. Кроме того, родители могут приходить в школу не только на родительские собрания, но и в любое время, заранее предупредив классного руководителя о визите.
Тяжело быть учителем? Какие трудности переносить сложнее всего?
Трудно в плане освоения новых современных технологий, не успеваешь за быстрым темпом жизни в целом. Учителю важно быть современным, чтобы быть на одной волне с детьми, поэтому молодым педагогам в этом плане проще. Трудно подобрать правильный подход к каждому ребенку и родителю, а делать это нужно, иначе не будет должного взаимодействия ни с семьей, ни с учениками.
Требований к учителям в последние годы очень много: не успеваешь отчитываться о проведённых мероприятиях, олимпиадах и конкурсах. В качестве отчета нам обязательно нужно предоставлять текст и фотографии, так как с администрации школы тоже требуют, чтобы информация была выставлена на сайт и в группу детской организации.
Также для учителей проводится много профессиональных конкурсов на уровне школы и муниципалитета, соответственно это дополнительная подготовка, эмоциональное напряжение.
Но тяжелее всего переносить то, что у нас ненормированный рабочий день, поэтому и в рабочие дни, и выходные приходится почти без остановки делать то, что нужно, на отдых времени почти нет. Это, конечно, тяготит.
К чему вы были не готовы, когда только пришли работать в школу?
В университете мы получили теоретическую базу, основы психологии и педагогики. Но ни в одном вузе не расскажут, как поступить, например, в конкретной конфликтной ситуации между подростками. Поэтому ты проходишь эту школу жизни сам, интуитивно, постепенно, как подсказывает разум и сердце, или просишь совета у более опытных коллег.
Как поступаете, когда дети начинают вести себя по-хамски и срывают уроки?
Здесь конкретного рецепта нет. Всё зависит от ситуации, класса, возраста детей, но если учитель уважает себя, уважает детей, и никогда не позволит ответить по-хамски в ответ, то такие ситуации постепенно уходят в ноль.
Для поддержания дисциплины в классе использую разное: не позволяю себе повышать голос на учащихся, лучше повторю ещё раз, но спокойным, уверенным тоном. Иногда перевожу ситуацию в шутку, сняв таким образом напряжение.
Порой приходится проводить индивидуальные беседы после урока с нарушителями дисциплины, это тоже помогает. Оставляю на дополнительное занятие тех, кто ленился, а дети этого не любят... Редко, но обращаюсь за помощью к родителям.
Учеников в классах у нас немного, поэтому отследить успеваемость каждого несложно. У меня есть свой журнал (кроме основного, официального), куда помимо оценок я пишу условные знаки: плюсы, точки, минусы и так далее. Это дает мне увидеть большую картинку по успеваемости каждого учащегося, чем оценки.
Ещё мы занимаемся прогнозированием результата по каждому предмету, поэтому планируем заранее успешность учащихся, предполагаем, кто на что способен. В конце каждой четверти заполняем мониторинговые таблицы, смотрим динамику, кто из учащихся сохранил результат, у кого есть отрицательная или положительная динамика. Дети ведут ведомость успеваемости в «Портфолио», это же видят и родители.
Если успеваемость учащегося падает, выясняем причины, проводим собеседование с ребенком, родителями, классным руководителем, учителями-предметниками. При очень сложных ситуациях приглашаем семью на Совет профилактики, решаем такие вопросы на более серьезном уровне. Способов решения может быть много.
Как у вас в школе проходит подготовка к ЕГЭ и другим экзаменам?
К ЕГЭ и ОГЭ готовятся на уроках, так как это программный материал, а еще на индивидуальных и групповых консультациях в послеурочное время по особому графику.
Репетиторства почти нет, так как в посёлке специалистов лишних нет, только учитель в школе.
Отдельные учащиеся, наиболее заинтересованные в высоком результате ЕГЭ, готовятся дополнительно на дистанционных площадках, которые выбирают сами или с помощью учителя, например, на сайтах «Незнайка», «Учи.ру» и «Решу ОГЭ, ЕГЭ».
Как и где у вас в поселке обычно проходит выпускной вечер? Кто готовит праздник для ребят?
Выпускной вечер готовим все вместе: классный руководитель, зам. директора по УВР, музыкальный руководитель, учащиеся, родители, работники сельского Дома культуры. Придумываем сценарий, в июне сдаём экзамены и готовимся к большому открытому мероприятию. Выпускной проходит или в актовом зале школы, или, чаще всего, в Доме культуры, куда приглашаются все желающие.
Общаетесь со своими выпускниками? Как часто после выпуска ребята приходят в гости в школу?
Конечно, общаемся! Социальные сети очень помогают. Поздравляем друг друга с праздниками, например, даже чат последнего одиннадцатого класса в ВК удалять не стали, иногда там переписываемся. В школу ребята-выпускники приходят, кто-то часто, кто-то редко. Иногда приглашаем бывших выпускников на профориентационные классные часы для старшеклассников.
Раз в пять лет в школе проходит Вечер выпускников. Девочки (а сейчас уже женщины и мамы) из первого выпуска до сих пор регулярно поздравляют меня с праздниками, что, конечно, очень приятно.
Какие советы вы бы дали начинающим учителям и педагогам?
Думаю, нужно хорошо разбираться в мире цифровых технологий, быть начитанным, обладать грамотной речью и главное — любить и уважать детей. Молодым учителям — ответственности, терпения, творчества в работе с детьми. У вас всё получится!
Интернет-газета Newslab